29 мая в Нур-Султане состоялось пятое заседание ВЕЭС, верховного наднационального органа Евразийского экономического союза, в который входят лидеры глав государств-членов Союза. Теперь Нурсултан Назарбаев официально стал почётным председателем Совета.
Но есть и другие итоги, разумеется.
«ЕАЭС себя показал и доказал» — единодушно отметили главы стран-участниц. Все отметили позитивную динамику и выразили желание работать дальше для сохранения темпов её роста.
Подписан договор о формировании общего электроэнергетического рынка (ОЭР). Данный договор станет первым из трёх документов, регулирующим рынок электроэнергии стран Союза. По сути, объединяет в один общий рынок с едиными правилами, нормативами и тарифами.
Подписано соглашение о прослеживаемости товаров. Национальные органы будут следить за прослеживаемостью товаров на своей территории и обмениваться с коллегами из Союза через наднациональную систему.
Уполномочили Председателя Коллегии ЕЭК подписать соглашение об обмене информацией о товарах и средствах международной перевозки между ЕАЭС и Китаем.
Обсудили реализацию цифровой повестки на ближайший год. Определили основные этапы и направления, пока без особой конкретики по решениям.
Комиссия отчиталась перед Советом о торговых договорах с третьими странами. Положительная динамика по Вьетнаму. Китай, Иран, Египет, Израиль, Сингапур в процессе подписания. Сербия проводит внутренние процедуры для подписания соглашения о свободной торговле с ЕАЭС.
Утвердили основной вектор макроэкономической политики на ближайший год: повышение конкурентоспособности продукции Союза на внутреннем и внешних рынках.
Комиссия отчиталась об исполнении Правил регулирования торговли, которые были приняты в декабре 2016 года.
Комиссия отчиталась о состоянии конкуренции на трансграничных рынках Союза. По результатам отчёта были подготовлены изменения в Договор о ЕАЭС и расширены полномочия ЕЭК. Это позволит эффективнее реализовывать антимонопольную политику.
Решили создать Совет по промышленной политике ЕАЭС — новый орган, в задачи которого входит обеспечение взаимодействия национальных министерств и ведомств для согласования промышленной политики.