18 июня прошло очередное заседание Совета по стандартизации, главной темой обсуждений которого стал рейтинг технических комитетов за 2018 год, а также планы по улучшению их работы в будущем.
Напомним, рейтинг деятельности технических комитетов собирали в 2013, 2014 и 2015 годах. Затем, после трёхлетней паузы, в марте этого года Росстандарт решил снова собрать рейтинг ТК по итогам деятельности за 2018 год. В новом рейтинге, среди прочего, учтены данные ФГИС Росстандарта «Береста», в которой ведётся разработка стандартов.
Из большого множества показателей деятельности технического комитета (актуальность используемых стандартов, деятельность по разработке стандартов, публичность, вовлечение отраслевиков, количество жалоб и т.д...) складывается т.н. "интегральный показатель", по которому и строится рейтинг.
Публикуем здесь ТОП-5 технических комитетов по результатам деятельности в 2018 году. Первая цифра — это тот самый "интегральный показатель", а в скобках указано, на какой позиции рейтинга был ТК 3 года назад, в рейтинге 2015 года.
Обратите внимание, первое место поделено между двумя комитетами с одинаковым показателем.
-
80,15 — «Нефтяная и газовая промышленность» (14, +13)
-
80,15 — «Железнодорожный транспорт» (4, +3)
-
76,98 — «Природный и сжиженные газы» (1, -2)
-
74,97 — «Авиационная техника» (22, +18)
-
67,71 — «Строительные материалы и изделия» (создан в 2016, впервые в рейтинге)
С полным рейтингом можно ознакомиться в документе: Рейтинг эффективности деятельности технических комитетов по стандартизации по итогам работы в 2018 году [Скачать PDF].
Также на Совете обсудили предложения по улучшению работы технических комитетов, направленные, в основном, на повышение прозрачности деятельности и уменьшение дублирующей работы. По итогу обсуждения решили провести в конце 2019 года круглый стол с представителями всех действующих технических комитетов.
Наконец, участники дискуссии отметили существующую проблему межгосударственной стандартизации, а именно долгие сроки согласования стандартов между странами. Практика складывается таким образом, что страна-автор стандарта принимает его и начинает использовать у себя, в то время, как другие страны также продолжают использовать свои старые стандарты. Соответственно, ни у кого нет прямой заинтересованности в скорейшем согласовании стандарта, поэтому и принятие стандарта на межгосударственном уровне затягивается.