14 июля прошёл наш вебинар, посвящённый новому ГОСТу на инспекционный контроль и вступлению в силу 248-ФЗ.
В ходе него мы ответили на несколько десятков вопросов, заданных участниками как при регистрации, так и в процессе.
Публикуем здесь эти вопросы и, самое главное, ответы на них.
Чем регламентируются сроки устранения замечаний, выявленных в ходе инспекционного контроля?
Конкретных сроков в ГОСТе не указано, всё по согласованию с органом по сертификации.
После повторной проверки есть 2 варианта развития события: получение положительного результата инспекционного контроля (если замечания устранены) или прекращение действия сертификата (если не устранены).
Каков порядок проведения дистанционного инспекционного контроля?
Начнём с того, что процедуры «дистанционного инспекционного контроля» не существует.
Инспекционный контроль может включать в себя анализ состояния производства и/или испытания образцов (что именно — зависит от продукции, требований к ней, органа по сертификации).
И дистанционно может пройти как раз анализ производства.
Однако! Напомним, что сейчас нет официальной процедуры дистанционного анализа производства. Есть изменения в новое Решение Совета ЕЭК №44, но в большинстве действующих техрегламентов применяется старое Решение Комиссии Таможенного Союза №621, в котором нет ни слова про дистанционный анализ производства.
Поэтому, соглашаясь на дистанционный АСП, взвешивайте все риски (среди которых может быть и отмена сертификата).
Какая периодичность инспекционного контроля?
Если не оговорено техническим регламентом — то инспекционный контроль проводится ежегодно, согласно новому ГОСТу.
Будут ли в рамках 248-ФЗ проверять сертификаты и декларации?
Да, будут.
Более того, в тот момент, когда после инспекционного контроля приостанавливается действие сертификата или декларации, орган по сертификации обязан уведомить надзорный орган. И, как следствие, возможна внеплановая проверка.
Если лаборатория выпустила неправильный протокол при декларировании, какая ответственность будет на заявителе?
Для начала нужно детально разобрать конкретную ситуацию, что именно "неправильно" в протоколе.
Но вообще при декларировании основная ответственность лежит именно на заявителе, особенно при схемах 1д и 2д.
Но и при остальных схемах, предусматривающих проведение испытаний в аккредитованной лаборатории, надо понимать, что она (лаборатория) проведёт испытания в соответствии с той программой, которую даст заявитель.
Если программа испытаний была выбрана неправильно (не учтены какие-то стандарты, или учтены, но не те...), то в этом виноват заявитель, а не лаборатория.
А вот если была нарушена сама процедура и методика испытаний — безусловно, за это будет отвечать лаборатория.
Кто определяет, как проводится инспекционный контроль?
Окончательное решение за сертификационным органом, выдавшим сертификат.
Он определяет, как проводится инспекционный контроль, и что будет в него входить (только испытания, только анализ производства, обе этих процедуры).
Возможно ли заранее сделать анализ документации, чтобы быть готовым к будущим проверкам?
Да, и мы сейчас как раз рекомендуем всем заранее провести внутренний анализ и аудит документации.
Это особенно важно сейчас, когда документ будет признан недействительным с момента его регистрации. То есть, получится, что документ никогда не был действующим.
Известно ли будет заранее о проверках по 248-ФЗ?
Да, согласно этому закону будет официальный график плановых мероприятий. Про внеплановые, конечно же, заранее известно не будет.
В какой момент надо начинать проводить инспекционный контроль?
Подготовку надо начинать за 3 месяца до отчётной даты, чтобы успеть сделать всё заранее.
Если Ваш сертификат выдан, например, 01.07.2020, то инспекционный контроль надо начинать организовывать 01.04.2021, чтобы к 01.07.2021 уже были готовы его результаты.
Какие причины могут быть для признания документа недействительным со стороны Росаккредитации?
Основная причина — непредоставление каких-либо данных, которые были запрошены в момент приостановления документа. В этом случае по истечении срока запроса документ отменяется незамедлительно.
Либо, если эти данные были предоставлены, но в них содержится какая-то ошибка или нарушение (неверно подобрана программа испытаний, нарушена методика испытаний, неправильно ввезены образцы, у лаборатории нет аккредитации...) — то тогда документ также будет отменён, но чуть позже, пока все эти материалы будут изучены.
Будет ли еще какая-то структура, кроме Росаккредитации, которая будет проверять разрешительные документы?
Да, как раз это будет некий контрольно-надзорный орган в рамках 248-ФЗ.
Какое это будет конкретно ведомство — пока неизвестно, но скорее всего это будет Роспотребнадзор и, возможно, Ростехнадзор.
На сколько возможно перенести инспекционный контроль, и в каких случаях?
Инспекционный контроль можно перенести на срок до 6 месяцев, если производство приостановлено, или продукция не выпускается.
Но об этом заявитель должен своевременно предупредить сертификационный орган.
Сколько сертификат может быть в статусе «приостановлен»?
Сначала надо понять, в каком случае он получил этот статус: после отрицательного решения по результатам инспекционного контроля или после проверки надзорным органом.
В первом случае ГОСТом не оговорён срок "приостановки" документа, ответ надо искать в СТП (стандарте предприятия) органа по сертификации.
Во втором случае всё зависит от конкретного срока в течение которого заявитель обязан предоставить определённые сведения, он указывается вместе с запросом («...запрошенные сведения необходимо предоставить в срок...»).
Если мы не готовы проводить анализ производства и инспекционный контроль, как еще можно оформить документ на серию?
В данном случае никак, только на партию.
Да, можно найти каких-нибудь "сертификатчиков", которые выдадут Вам сертификат на серийный выпуск без анализа состояния производства (да и без испытаний продукции) и без последующего проведения инспекционного контроля.
Вопрос отмены документов здесь — вопрос времени. Нужны ли Вам эти риски?
Могут ли быть проблемы, если есть недочёты по маркировке?
Да, потому что в случае контрольных мероприятий инспектор осматривает продукцию и может выявить эти несоответствия.
Будут ли проверять наличие и корректность документов по связи?
Если они обязательны для вашей продукции — разумеется.
Проверяться будут не только сертификаты и декларации по техрегламентам ЕАЭС. Свидетельства о государственной регистрации, документы по связи, документы по национальным стандартам — всё это также будет проверяться.
Если у нас есть сертификат ISO, можем ли мы его предоставить, чтобы не проводить анализ производства?
Наша позиция — нет, мы в принципе при анализе состояния производства не можем пользоваться сертификатами ISO.
Потому что сертификаты СМК (систем менеджмента качества), указанные в техрегламентах ЕАЭС — это сертификаты СМК в рамках Евразийского союза.
Но на данный момент у нас нет ни процедуры, ни реестра органов по сертификации систем менеджмента качества, применимых в евразийских (!) схемах сертификации.
Что делать, если лаборатория больше не существует, и орган говорит, что не может провести инспекционный контроль?
Вопрос в любом случае к органу.
Как минимум, он может провести испытания в другой лаборатории. Или, если возможно, провести процедуру инспекционного контроля путём анализа состояния производства.
Может ли юрист или представитель компании присутствовать в момент проверки?
Смотря, какая именно проверка.
Некоторые (например, контрольная закупка) вообще не предусматривают никакого участия проверяемого и о них, соответственно, он никак не уведомляется.
Но при определённых контрольных мероприятиях (например, досмотр) представитель, разумеется, может присутствовать.
В ГОСТ Р 54293-2020 написано, что на производство выезжают эксперты-аудиторы, то есть один эксперт приехать не может?
Нет, нигде не указано, что это должно быть два или три эксперта. Всё индивидуально, и эксперт может быть один.
Сертификационный орган прорабатывает этот вопрос и, если есть необходимость в нескольких экспертах, то он озвучивает эту необходимость заявителю и обосновывает, почему нужно обязательно несколько.
Если не может обосновать — это повод задуматься.
Можем ли мы самостоятельно аннулировать сертификат, если производство остановлено и инспекционный контроль не провести?
Конечно, Вы можете написать в орган письмо с уведомлением об аннулировании сертификата соответствия, указав причину.
Проверки уже начнутся с 2021 года?
Да, согласно 248-ФЗ, если какие-то плановые мероприятия уже были назначены — они и будут проводиться.
Изменения в контрольно-надзорной деятельности коснутся ритейла, или они направлены больше на производителей?
С точки зрения проверок, инспектор проводит осмотр в ряде мероприятий, и в этом случае может быть осмотр и условий хранения, которые, например, повлекли за собой порчу продукции.
В ходе мероприятий инспектор создаёт условия для сделки, и это может произойти и в ритейле. Хоть в явном виде розничный продавец и не упоминается в 248-ФЗ, но формулировки законодательства достаточно широки для того, чтобы провести в отношении него проверки и привлечь к ответственности при выявлении нарушений.
Где проходит инспекционный контроль? На заводе-производителе или на складе уполномоченного лица?
Для начала уточним, что в ходе инспекционного контроля могут проводиться две процедуры: анализ состояния производства и испытания образцов продукции. Возможно, только одна из них, возможно, обе (зависит от продукции, требований к ней, органа по сертификации).
Анализ состояния производства, как недвусмысленно следует из названия, может проходить только на производстве.
А вот отбор образцов для испытаний может осуществляться и на складе уполномоченного лица (но возможны нюансы в конкретной ситуации).
В чём отличия контроля от надзора?
Законодательно отличия контроля и надзора нигде не закреплены, есть только общее определение государственного контроля (надзора).
Но обычно осуществление контроля подразумевает проведение определённых активных действий (контрольных мероприятий), в то время, как надзор — это непрерывное наблюдение.
Может ли изготовитель или продавец сам инициировать проведение инспекционного контроля?
Да, но тут надо учитывать, что в любом случае решение о проведении инспекционного контроля должно приниматься органом, выдавшим сертификат соответствия.
Однако, существует целый ряд оснований для проведения внепланового инспекционного контроля (например, изменился поставщик сырья), о которых заявитель может уведомить орган, чтобы тот, в свою очередь, провёл эту процедуру.
Может ли результат инспекционного контроля служить основанием для облегчения плановой проверки надзорными органами?
В законодательстве этот момент никак не описан.
Но, следуя логике, вряд ли можно считать прохождение инспекционного контроля основанием для каких-то послаблений — это обязательная норма, которая должна соблюдаться априори.
Но можно не сомневаться в обратном: НЕпрохождение инспекционного контроля будет явным основанием для ужесточения плановых (или проведения внеплановых) проверок.
Если орган, выдавший сертификат, закрылся — может ли заявитель сам выбирать другой орган для проведения инспекционного контроля?
Для начала уточним, что "передать" сертификат от одного органа к другому можно только в том случае, если между этими органами заключён соответствующий договор. В противном случае ни один орган не возьмёт на себя ответственность за чужую работу.
Но на данный момент в этом вопросе слишком много подводных камней, поэтому и органы пока не торопятся заключать такие договоры.
Поэтому, выбор у заявителя теоретически (!) возможен, если у закрывшегося органа есть договоры с несколькими другими, из которых заявитель и может выбрать.
Но на практике ни мы, ни наши партнёры, ни клиенты пока с таким не встречались, поэтому по-прежнему единственный возможный вариант — оформлять сертификат соответствия заново в другом органе.