11 июня президентом были подписаны два новых федеральных закона:
-
170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"»
-
176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Оба этих закона приняты в связи со вступлением в силу 248-ФЗ о государственном контроле и надзоре, хоть явно это и указано в названии только одного из них.
И всё это проявления глобальной реформы контрольно-надзорной деятельности. Суть её сводится к тому, чтобы все процессы стали максимально цифровизированы и прозрачны. Это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы фокус государственного надзора сменился от эпизодических проверок к постоянному мониторингу.
По замыслу законодателей это снизит нагрузку на поднадзорных лиц, потому что к ним будут меньше приезжать с проверками. Как это будет на практике — покажет только время.
170-ФЗ
Очень "широкий" закон, вносящий изменения более, чем в сотню (132, если быть точным) других федеральных законов и кодексов. Собственно, если закон предполагает какой-то государственный контроль или надзор — он здесь.
Два самых заметных изменения из 170-ФЗ:
-
Везде «государственный контроль» изменился на «государственный контроль (надзор)». Хотя по-прежнему отличия контроля от надзора нигде в законе не описаны.
-
Во многих законах «проверки» были заменены на «контрольные (надзорные) мероприятия».
Далее обратимся к нашей теме, а именно к изменениям в 184-ФЗ «О техническом регулировании», которому посвящена статья 57.
Изменения в 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Во-первых, «орган государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» превратился просто в «орган государственного контроля (надзора)» и обзавёлся собственным определением:
орган государственного контроля (надзора) — контрольный (надзорный) орган, уполномоченный на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) или вида регионального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Во-вторых, добавилось определение выпуска продукции в обращение. Определение это взято из Договора о ЕАЭС (точнее, из протокола о техническом регулировании, являющимся приложением к нему):
выпуск продукции в обращение — поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) в целях распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;
В-третьих, расширены полномочия надзорных органов. Теперь они могут требовать у изготовителя также фотографии и видеозаписи в качестве доказательственных материалов и, самое главное, могут запретить ввоз продукции (статья 34, п.1):
1. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: [..]
требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предоставления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, материалов из информационных баз, банков данных и иных носителей информации; [..]
принимать решение о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции и информировать органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией о принятом решении о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и (или) о запрете использования (эксплуатации) этой продукции до устранения нарушений [..].
Более того, на днях были опубликованы несколько постановлений Правительства, в которых подробно описан механизм отмены разрешительных документов, о них будет следующий выпуск нашей еженедельной рассылки 2 июля.
Все эти изменения вступают в силу 1 июля 2021 года. Но есть ещё одно, которое вступает в силу только 1 января 2022 года. На текущий момент это даже не изменение, а скорее анонс грядущих изменений:
2. Порядок взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе порядок координации указанного взаимодействия, определяется Правительством Российской Федерации.
Будем ждать до 2022 года публикации официальных документов, описывающих это межведомственное взаимодействие. Возможно, и сам надзорный орган к этому времени поменяется (напомним, сейчас это Росстандарт).
Полный текст 170-ФЗ [PDF, 38 Mb]
176-ФЗ
412-ФЗ (в который вносит изменения 176-ФЗ) в большей степени направлен на взаимодействие аккредитованных лиц с органом по аккредитации, но всё же есть в нём некоторые моменты, которые могут коснуться и заявителя.
Во-первых, прекращая свою деятельность, аккредитованное лицо должно также сообщить в Росаккредитацию о своих действующих документах (статья 13, часть 1, п.3) и предупредить держателей этих документов (следующий п. 3_2):
1. Аккредитованные лица обязаны:
3) уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц с указанием о принятых решениях в отношении действия документов об оценке соответствия, которые были выданы или зарегистрированы в период действия аккредитации и срок действия которых не истек, не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня представления аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;
3_2) уведомлять заказчиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц, в том числе в целях принятия заказчиками решения о передаче сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию для проведения периодической оценки сертифицированной продукции в другой аккредитованный орган по сертификации;
Во-вторых, сведения об оформленных документах аккредитованного лица теперь являются частью информационной системы аккредитации (статья 24, часть 2). Хоть это и кажется очевидным, но в норму закона было включено только сейчас:
2. Федеральная государственная информационная система в области аккредитации содержит следующую информацию: [..]
5) реестры документов об оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, полномочия по организации формирования и ведения которых возложены на национальный орган по аккредитации;
В-третьих, аккредитованные лица лишились "хитрости", когда они могли сократить свою область аккредитации, чтобы избежать её проверки и, как следствие, сохранить в силе выданные разрешительные документы по ней.
Теперь, если внеплановая проверка началась — она должна дойти до конца, предписания по её итогам должны быть выполнены (!), и только уже после этого аккредитованное лицо может сокращать свою область аккредитации (статья 22, часть 2):
2. [..] В случае, если на момент поступления в национальный орган по аккредитации заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации в отношении указанного аккредитованного лица проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, решение о прекращении действия аккредитации может быть принято только после завершения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении аккредитованного лица с учетом результатов проверки исполнения выданного предписания (в случаях выдачи такого предписания в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Для заявителя это означает, что ему надо ещё тщательнее выбирать подрядчика по оценке соответствия, потому что теперь у аккредитованных лиц практически не осталось "сравнительно честных способов" сохранить свою аккредитацию и свои разрешительные документы, имея даже незначительные, на первый взгляд, нарушения.
176-ФЗ вступает в силу 1 марта 2022 года, некоторые его положения вступают в силу раньше, 1 июля 2021 года. Но там есть также положения, которые вступают в силу сразу же с момента опубликования закона (т.е. уже вступили), и самое интересное из них касается отмены разрешительных документов:
8. Приостановление, возобновление, прекращение действия документов об оценке соответствия, выданных аккредитованными лицами, действие аккредитации которых прекращено, и признание таких документов недействительными осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
И, как мы уже говорили, сюда также вносятся изменения, которые уже известны, и им будет посвящён следующий выпуск нашей еженедельной рассылки. Там очень много интересных новшеств (например, признание документа недействительным с даты его регистрации со всеми вытекающими последствиями).