170-ФЗ и 176-ФЗ в связи со вступлением 248-ФЗ

Хотите знать больше? Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку о техническом регулировании.

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике в отношении файлов Cookie.

170-ФЗ и 176-ФЗ в связи со вступлением 248-ФЗ

170-ФЗ и 176-ФЗ в связи со вступлением 248-ФЗ

11 июня президентом были подписаны два новых федеральных закона:

  • 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"»

  • 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Оба этих закона приняты в связи со вступлением в силу 248-ФЗ о государственном контроле и надзоре, хоть явно это и указано в названии только одного из них.

И всё это проявления глобальной реформы контрольно-надзорной деятельности. Суть её сводится к тому, чтобы все процессы стали максимально цифровизированы и прозрачны. Это, в свою очередь, необходимо для того, чтобы фокус государственного надзора сменился от эпизодических проверок к постоянному мониторингу.

По замыслу законодателей это снизит нагрузку на поднадзорных лиц, потому что к ним будут меньше приезжать с проверками. Как это будет на практике — покажет только время.

170-ФЗ

Очень "широкий" закон, вносящий изменения более, чем в сотню (132, если быть точным) других федеральных законов и кодексов. Собственно, если закон предполагает какой-то государственный контроль или надзор — он здесь.

Два самых заметных изменения из 170-ФЗ:

  • Везде «государственный контроль» изменился на «государственный контроль (надзор)». Хотя по-прежнему отличия контроля от надзора нигде в законе не описаны.

  • Во многих законах «проверки» были заменены на «контрольные (надзорные) мероприятия».

Далее обратимся к нашей теме, а именно к изменениям в 184-ФЗ «О техническом регулировании», которому посвящена статья 57.

Изменения в 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Во-первых, «орган государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов» превратился просто в «орган государственного контроля (надзора)» и обзавёлся собственным определением:

орган государственного контроля (надзора) — контрольный (надзорный) орган, уполномоченный на осуществление вида федерального государственного контроля (надзора) или вида регионального государственного контроля (надзора), в рамках которых осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во-вторых, добавилось определение выпуска продукции в обращение. Определение это взято из Договора о ЕАЭС (точнее, из протокола о техническом регулировании, являющимся приложением к нему):

выпуск продукции в обращение — поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) в целях распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;

В-третьих, расширены полномочия надзорных органов. Теперь они могут требовать у изготовителя также фотографии и видеозаписи в качестве доказательственных материалов и, самое главное, могут запретить ввоз продукции (статья 34, п.1):

1. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: [..]

требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предоставления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, а также необходимых материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, материалов из информационных баз, банков данных и иных носителей информации; [..]

принимать решение о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции и информировать органы государственного контроля (надзора) в соответствии с их компетенцией о принятом решении о запрете или приостановке выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, и (или) о запрете использования (эксплуатации) этой продукции до устранения нарушений [..].

Более того, на днях были опубликованы несколько постановлений Правительства, в которых подробно описан механизм отмены разрешительных документов, о них будет следующий выпуск нашей еженедельной рассылки 2 июля.

Все эти изменения вступают в силу 1 июля 2021 года. Но есть ещё одно, которое вступает в силу только 1 января 2022 года. На текущий момент это даже не изменение, а скорее анонс грядущих изменений:

2. Порядок взаимодействия органов государственного контроля (надзора), а также органов государственного контроля (надзора) с национальным органом по аккредитации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в том числе порядок координации указанного взаимодействия, определяется Правительством Российской Федерации.

Будем ждать до 2022 года публикации официальных документов, описывающих это межведомственное взаимодействие. Возможно, и сам надзорный орган к этому времени поменяется (напомним, сейчас это Росстандарт).

Полный текст 170-ФЗ [PDF, 38 Mb]

176-ФЗ

412-ФЗ (в который вносит изменения 176-ФЗ) в большей степени направлен на взаимодействие аккредитованных лиц с органом по аккредитации, но всё же есть в нём некоторые моменты, которые могут коснуться и заявителя.

Во-первых, прекращая свою деятельность, аккредитованное лицо должно также сообщить в Росаккредитацию о своих действующих документах (статья 13, часть 1, п.3) и предупредить держателей этих документов (следующий п. 3_2):

1. Аккредитованные лица обязаны:

3) уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц с указанием о принятых решениях в отношении действия документов об оценке соответствия, которые были выданы или зарегистрированы в период действия аккредитации и срок действия которых не истек, не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня представления аккредитованным лицом в национальный орган по аккредитации заявления о прекращении деятельности в области аккредитации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;

3_2) уведомлять заказчиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованных лиц, в том числе в целях принятия заказчиками решения о передаче сертификатов соответствия на серийно выпускаемую продукцию для проведения периодической оценки сертифицированной продукции в другой аккредитованный орган по сертификации;

Во-вторых, сведения об оформленных документах аккредитованного лица теперь являются частью информационной системы аккредитации (статья 24, часть 2). Хоть это и кажется очевидным, но в норму закона было включено только сейчас:

2. Федеральная государственная информационная система в области аккредитации содержит следующую информацию: [..]

5) реестры документов об оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, полномочия по организации формирования и ведения которых возложены на национальный орган по аккредитации;

В-третьих, аккредитованные лица лишились "хитрости", когда они могли сократить свою область аккредитации, чтобы избежать её проверки и, как следствие, сохранить в силе выданные разрешительные документы по ней.

Теперь, если внеплановая проверка началась — она должна дойти до конца, предписания по её итогам должны быть выполнены (!), и только уже после этого аккредитованное лицо может сокращать свою область аккредитации (статья 22, часть 2):

2. [..] В случае, если на момент поступления в национальный орган по аккредитации заявления аккредитованного лица о прекращении деятельности в области аккредитации в отношении указанного аккредитованного лица проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, решение о прекращении действия аккредитации может быть принято только после завершения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении аккредитованного лица с учетом результатов проверки исполнения выданного предписания (в случаях выдачи такого предписания в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Для заявителя это означает, что ему надо ещё тщательнее выбирать подрядчика по оценке соответствия, потому что теперь у аккредитованных лиц практически не осталось "сравнительно честных способов" сохранить свою аккредитацию и свои разрешительные документы, имея даже незначительные, на первый взгляд, нарушения.

176-ФЗ вступает в силу 1 марта 2022 года, некоторые его положения вступают в силу раньше, 1 июля 2021 года. Но там есть также положения, которые вступают в силу сразу же с момента опубликования закона (т.е. уже вступили), и самое интересное из них касается отмены разрешительных документов:

8. Приостановление, возобновление, прекращение действия документов об оценке соответствия, выданных аккредитованными лицами, действие аккредитации которых прекращено, и признание таких документов недействительными осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

И, как мы уже говорили, сюда также вносятся изменения, которые уже известны, и им будет посвящён следующий выпуск нашей еженедельной рассылки. Там очень много интересных новшеств (например, признание документа недействительным с даты его регистрации со всеми вытекающими последствиями).

Полный текст 176-ФЗ [PDF, 2 Mb]

Всё самое важное о сертификации в ЕАЭС — в еженедельной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:

E-mail*

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 499 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заказ на получение руководства по оценке соответствия

Обязательно указывайте тот же e-mail, на который получаете рассылку, если Вы уже наш подписчик.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя заказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, проверьте почту!

На неё придёт письмо со ссылкой для подтверждения подписки (или уведомление об успешной отправке заявки, если Вы уже подписчик).

Предзаказ методического руководства по Вашей продукции

Когда у нас появится методическое руководство по указанной Вами продукции — мы сразу сообщим Вам об этом.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя предзаказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, предзаказ сделан!

Проверьте, что получили на указанную Вами почту автоматическое уведомление от service@rctest.ru.