1 января 2021 года в России начали действовать 3 новых национальных стандарта: на правила отбора образцов для испытаний, анализ состояния производства и инспекционный контроль. Рассказываем, что поменялось для заявителей.
Если вкратце — то почти ничего. Основные этапы сертификации остались такими же, требования к заявителю не поменялись, а почти все изменения касаются работы аккредитованных лиц, а не действий заявителя.
Но отличия есть, они в деталях, расскажем о самых заметных из них.
Общие изменения
- Отбор образцов: ГОСТ 31814-2012 📄 ➞ ГОСТ Р 58972-2020 📄
- Анализ состояния производства: ГОСТ Р 54293-2010 📄 ➞ ГОСТ Р 54293-2020 📄
- Инспекционный контроль: ГОСТ 31815-2012 📄 ➞ ГОСТ Р 58984-2020 📄
Как мы уже указали, основные изменения — административные:
Во-первых, ранее два стандарта (на отбор образцов и инспекционный контроль) были межгосударственными, а теперь все три стандарта стали национальными.
Во-вторых, разработчиком бывших стандартов был ВНИИС, а стал ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ».
В-третьих, все три стандарта ссылаются на Решение Совета ЕЭК №44 «О типовых схемах оценки соответствия»:
Настоящий стандарт разработан с учетом положений типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 "О типовых схемах оценки соответствия". До внесения изменений в технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза), касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем, утвержденных указанным Решением, следует руководствоваться настоящим стандартом при осуществлении обязательной сертификации на национальном уровне в части, не противоречащей положениям, установленным в нормативных правовых актах, а также при осуществлении добровольной сертификации.
Напомним, что по типовым схемам сертификации и декларирования из Решения №44 написаны схемы оценки соответствия только в новых техрегламентах, которые вступили в силу уже после этого решения (18 апреля 2018 года).
В подавляющем же большинстве действующих техрегламентов используются типовые схемы из Решения КТС №621 от 7 апреля 2011 года.
И в случае, например, с дистанционным отбором образцов и анализом производства возникает интересное несоответствие — вроде бы делать это дистанционно можно, но при этом только для пары технических регламентов.
ГОСТ Р 58972-2020
«Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия»
Больших отличий от ГОСТ 31814-2012 нет, кроме того, что в четвёртом разделе об идентификации продукции подробно перечислены все её идентификационные признаки:
Идентифицирующие признаки продукции (п. 4.2.5)
4.2.5 Одновременно с отбором образцов (проб) продукции проводят идентификацию продукции (тождественности характеристик) по признакам, установленным для данной продукции в техническом регламенте, в нормативных документах, технической документации и описании продукции. К идентификационным признакам продукции в зависимости от её вида (типа) могут относиться (если иное не установлено техническим регламентом):
а) полное наименование изготовителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае, если адреса различаются) — для юридического лица и его филиалов (производственных площадок), которые изготовляют продукцию, или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае, если адреса различаются) — для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
б) полное наименование заявителя, его место нахождения (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются) — для юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются) — для физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
в) наименование продукции (вида или группы продукции), обозначение продукции и иное условное обозначение, присвоенное изготовителем (при наличии);
г) название продукции;
д) обозначение(я) документа(ов), в соответствии с которым(и) изготовлена продукция (нормативный документ, техническая документация или иной документ) (при наличии);
е) назначение, рекомендации по применению, другие основные характерные свойства и другие основные характеристики продукции, обеспечивающие возможность однозначного отнесения продукции к продукции, являющейся объектом технического регулирования;
ж) иные сведения о продукции, обеспечивающие её идентификацию;
и) штриховой код (при наличии);
к) дата изготовления;
л) срок хранения, срок службы (годности) или ресурс продукции;
м) размер (объём) партии (для партии продукции);
н) упаковка, тара, номинальное количество в единице потребительской упаковки (при необходимости), масса нетто и объём (при необходимости);
п) иная информация, указанная в технической документации и/или товаросопроводительных документах (при наличии).
ГОСТ Р 54293-2020
«Анализ состояния производства при подтверждении соответствия»
Единственный из тройки стандарт, который был не введён впервые, а взамен. Взамен национального же стандарта ГОСТ Р 54293-2010.
Интереснее всего то, что теперь для анализа производства есть данный единый стандарт ГОСТ Р 54293-2020 (ссылающийся также на Решение №44). До этого у каждого сертификационного органа была своя программа проведения этой процедуры.
По самой процедуре изменения также небольшие и также уточняющего характера. Подробнее описаны условия, при которых можно использовать старые акты анализа производства при оформлении новых сертификатов соответствия: если орган тот же, изменения не влияют на безопасность, а с момента последней проверки прошло не больше года.
Использование старых актов АСП (п. 4.8)
4.8 В случае поступления в орган по сертификации продукции заявки на проведение сертификации новой продукции, имеющей незначительные отличия в конструкции (составе, рецептуре) или технологии её производства от ранее сертифицированной продукции, по решению органа по сертификации продукции результаты предшествующего анализа состояния производства могут быть частично или полностью распространены на эту продукцию при соблюдении следующих условий:
а) работы по сертификации продукции проводятся тем же органом по сертификации продукции, который проводил анализ состояния производства и оформлял акт о результатах анализа состояния производства;
б) внесение изготовителем изменений в конструкцию (состав, рецептуру) продукции или технологию её производства не оказывает влияния на обеспечение соответствия продукции установленным требованиям;
в) заявка на сертификацию новой продукции представлена заявителем в случае, если с даты проведения анализа состояния производства и оформления акта о результатах анализа состояния производства или проведения периодической оценки ранее сертифицированной продукции и оформления акта периодической оценки прошло не более 1 года.
ГОСТ Р 58984-2020
«Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации»
Во-первых, изменения в терминах
Их стало значительно меньше, но они стали подробнее.
Термины и определения из ГОСТ 31815-2012
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 схема подтверждения соответствия: Совокупность и последовательность действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
2.2 схема сертификации: Схема подтверждения соответствия, применяемая при сертификации продукции.
2.3 орган по сертификации: Орган, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.
2.4 испытательная лаборатория (центр): Лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) продукции в соответствии с областью аккредитации (областью деятельности).
2.5 заявитель: Физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
2.6 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложения органу по сертификации провести сертификацию заявленного объекта на соответствие указанным требованиям.
2.7 знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы сертификации.[..]
2.8 знак обращения на рынке: Обозначение, служащее для информирования приобретателей (потребителей) о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
2.9 испытание: Определение одной или более характеристик объекта оценки соответствия согласно процедуре.
2.10 анализ состояния производства: Операция, проводимая органом по сертификации с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации.
2.11 инспекционный контроль: Систематическая контрольная оценка соответствия, осуществляемая аккредитованным органом по сертификации с целью установления, что продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации, для поддержания правомерности выдачи сертификата соответствия.
2.12 установленные требования: Требования к продукции, соответствие которым подтверждается при сертификации.
Термины и определения из ГОСТ Р 58984-2020 (п. 3)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [ГОСТ Р 54293], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3 . 1 анализ состояния производства: Элемент схемы сертификации, представляющий собой совокупность действий, осуществляемых органом по сертификации в целях определения наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтверждённым) при сертификации.
3 . 2 заявка на сертификацию: Исходный документ заявителя, содержащий предложение органу по сертификации провести сертификацию заявленного объекта на соответствие указанным требованиям.
3 . 3 испытательная лаборатория: Аккредитованная в установленном порядке испытательная лаборатория (центр), выполняющая технические операции, заключающиеся в установлении одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой.
3 . 4 инспекционный контроль: Систематическая оценка соответствия, осуществляемая органом по сертификации в целях установления соответствия сертифицированной продукции требованиям, подтвержденным при сертификации этой продукции.
3 . 5 схема сертификации: Совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным (заявленным) требованиям.
Во-вторых, результаты инспекционного контроля
Интересное уточнение насчёт приостановки или прекращения действия сертификата. Если раньше орган мог принять решение о приостановке, то теперь же после каждого инспекционного контроля он должен принять одно из предлагаемых решений.
Результаты инспекционного контроля (п. 7.2)
7.2 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:
а) считать действие сертификата соответствия подтверждённым;
б) приостановить действие сертификата соответствия;
в) прекратить действие сертификата соответствия.
Это важно с учётом того, что сведения о прохождении инспекционного контроля будут отправляться в реестр сертификатов соответствия согласно новому 460-ФЗ.
Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:
В ближайшую пятницу Вы получите на почту свежий выпуск рассылки. А если хотите получать новости раньше всех — подписывайтесь на наш Telegram-канал: t.me/rct_consulting
Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 499 553 03 03