Положение о контроле за деятельностью аккредитованных лиц и перечень индикаторов риска к нему

Хотите знать больше? Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку о техническом регулировании.

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике в отношении файлов Cookie.

Положение о контроле за деятельностью аккредитованных лиц и перечень индикаторов риска к нему

Положение о контроле за деятельностью аккредитованных лиц и перечень индикаторов риска к нему

1 июля 2021 года одновременно с 248-ФЗ вступили в силу, среди прочих, нормативные документы, касающиеся государственного контроля и надзора за аккредитованными лицами:

  • Постановление Правительства №1002 📄 от 25 июня 2021 года «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц» 

  • Приказ Минэкономразвития №300 📄 от 28 мая 2021 года «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц»

Есть ли в них что-то, что может быть важно заявителю? Давайте разбираться.

Положение о контроле за деятельностью аккредитованных лиц (Постановление №1002)

Пункт 2 описывает предмет контроля — соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований со стороны российского и евразийского законодательства, а также действующих международных стандартов:

Предмет государственного контроля (п.2)

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными лицами обязательных требований к деятельности аккредитованных лиц и результатам их деятельности, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена [..], установленных [законодательством РФ и ЕАЭС в области аккредитации], а также требований международных стандартов в сфере аккредитации и документов международных организаций по аккредитации, предусмотренных условиями соглашений и (или) договоренностей, заключаемых национальным органом по аккредитации с органами по аккредитации иностранных государств, международными организациями по аккредитации и иными действующими в сфере оценки соответствия иностранными организациями (далее — обязательные требования).

Пункт 3 устанавливает, что контроль за аккредитованными лицами осуществляет Росаккредитация и её территориальные органы:

Росаккредитация уполномочена на государственный контроль (п.3)

3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по аккредитации и её территориальными органами.

Территориальные органы Федеральной службы по аккредитации осуществляют государственный контроль (надзор) в пределах федеральных округов, определенных положениями о таких территориальных органах.

Пункт 10 подробно указывает, деятельность каких аккредитованных лиц является объектом контроля. Особо подчёркивается, как и в пункте 2, что проверяются даже те, чья аккредитация прекращена:

Объекты контроля (п.10)

II. Объекты контроля

10. Объектами государственного контроля (надзора) являются:

а) деятельность аккредитованных лиц, а именно:

органов по сертификации продукции, услуг;

органов по сертификации систем менеджмента;

органов по сертификации, проводящих сертификацию персонала;

испытательных лабораторий (центров);

органов инспекции;

органов по валидации и верификации парниковых газов;

провайдеров программ проверки квалификации;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, включая аттестацию методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверку средств измерений, обязательную метрологическую экспертизу стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимую в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, калибровку средств измерений;

юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

б) результаты деятельности аккредитованных лиц, указанных в абзацах втором — девятом подпункта "а" настоящего пункта, включая результаты деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена.

Очевидно, что ключевым элементом надзора за аккредитованными лицами является ФГИС Росаккредитации, с помощью которой и будет отслеживаться вся их деятельность:

Учёт объектов контроля (п.11)

11. Учёт объектов государственного контроля (надзора) осуществляется посредством:

обработки и анализа информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации (далее — информационная система);

сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного контроля (надзора), представляемой Федеральной службе по аккредитации и её территориальным органам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

Но самое главное — изменилась логика проведения контрольных и надзорных мероприятий. По крайней мере, на законодательном уровне.

Раньше ключевым элементом были проверки, которые могли быть плановыми или внеплановыми, но всё равно были проверками.

Теперь положение о контроле предусматривает отдельно профилактические мероприятия (раздел III, пп. 12-28) и отдельно контрольные (надзорные) мероприятия (раздел IV, пп. 29-60), при этом явно подчёркивая, что последние не могут быть плановыми:

Профилактические (п.13) и контрольные (п.29) мероприятия

III. Организация профилактических мероприятий

12. Федеральная служба по аккредитации ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее — программа профилактики).

13. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) самообследование.

[..]

IV. Контрольные (надзорные) мероприятия

29. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

документарная проверка;

инспекционный визит;

выездная проверка.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного контроля (надзора) не проводятся.

Какие-то выводы делать пока очень рано — законодательные нормы новые, и новые они не только для контролируемых, но и для контролирующих. Какая вокруг всей этой теории сложится практика — покажет только время.

И, разумеется, самое волнующее для заявителей в законодательстве об аккредитованных лицах — правила отмены результатов деятельности этих лиц: протоколов испытаний и сертификатов соответствия.

Но на самом деле здесь нет никакой конкретики на этот счёт, вся она содержится в Постановлениях №934 и №936, также вступивших в силу к июлю. Постановление №1002 лишь ссылается на эти нормативные акты (пп. 73-74):

О приостановке аккредитации при выявлении нарушений (пп. 73-74)

73. По результатам контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе проведения которого выявлено нарушение обязательных требований, Федеральная служба по аккредитации или её территориальный орган принимает решение о:

а) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения, в том числе о приостановлении, возобновлении, прекращении результатов своей деятельности аккредитованным лицом, или признании недействительными результатов своей деятельности в качестве аккредитованного лица;

б) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или части области аккредитации в случае, если такое нарушение относится к перечню несоответствий, влекущих за собой приостановление действия аккредитации;

в) выдаче предписания об устранении выявленного нарушения и приостановлении действия аккредитации в отношении всей области аккредитации или определённой части области аккредитации в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении выявленного нарушения;

г) прекращении действия аккредитации или сокращении области аккредитации в случае неисполнения предписания об устранении выявленного нарушения;

д) приостановлении, возобновлении, прекращении результатов деятельности аккредитованного лица, признании недействительными результатов такой деятельности. 

74. Решение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 73 настоящего Положения, принимается в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 27 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", правилами принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности, и (или) правилами регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и правилами приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также в случае невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации и ее территориальными органами контрольного (надзорного) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитация которых была прекращена, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности указанных лиц в качестве аккредитованных лиц была внесена ими в информационную систему, реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения.

Перечень индикаторов риска (Приказ №300)

Фактических изменений в самом риск-ориентированном подходе к надзору за аккредитованными лицами и в его индикаторах — никаких. Тем более для заявителей.

Эти индикаторы практически без изменений перебрались из Приказа Минэкономразвития №437 от 28 августа 2017 года «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами» (он отменяется Приказом №300). Вкратце они таковы:

  1. "Молчание" органа 3 месяца

  2. "Молчание" лаборатории 3 месяца

  3. Двукратный рост результатов работы (сертификатов и протоколов) относительно предыдущего временного периода

  4. Двукратная разница в результатах работы с такими же аккредитованными лицами

  5. Слишком быстрая выдача сертификата

  6. Увольнение половины сотрудников

  7. Сертификат на "нарисованном" протоколе

  8. Наличие по адресу другого аккредитованного лица с той же областью

Полный перечень индикаторов риска по контролю за деятельностью аккредитованных лиц

1. Непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от аккредитованного в национальной системе аккредитации органа по сертификации (далее — орган по сертификации) сведений о выданных им сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии [..].

2. Непоступление в Росаккредитацию в течение 3 месяцев от аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра) сведений о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях [..].

3. Двукратный и более рост количества выданных аккредитованным в национальной системе аккредитации лицом (далее — аккредитованное лицо) сертификатов соответствия или отчётов об испытаниях (протоколов испытаний) [..] либо результатов поверки средств измерений за единицу времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год) в сравнении с предшествующим периодом (месяц, квартал, полугодие или календарный год).

4. Двукратное и более превышение средних для аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации, численным составом работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия или выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, и его технической оснащённости показателей количества выданных сертификатов соответствия, или отчётов об испытаниях (протоколов испытаний) [..], или результатов поверки средств измерений за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), определяемый Росаккредитацией.

5. Выдача органом по сертификации сертификата соответствия в срок, не обеспечивающий соблюдение правил выполнения работ по сертификации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза (в том числе с учётом оценки соблюдения одного или нескольких сроков процедур, необходимых для отбора образцов, проб, идентификации продукции, проведения инспекционного контроля, проведения исследований (испытаний) и измерений).

6. Изменение (увольнение, прием на работу) половины и более персонального состава работников в сравнении с персональным составом работников, работавших в аккредитованном лице по состоянию на дату проведения последней по времени процедуры оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации или проверки аккредитованного лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц.

7. Наличие фактов выдачи органом по сертификации сертификатов соответствия на основании протоколов исследований (испытаний) и измерений аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра), в отношении которой Росаккредитацией установлено одно из нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, заключающихся в:

отсутствии аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра) по месту осуществления деятельности в области аккредитации;

выдаче аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) протоколов исследований (испытаний) и измерений без фактического их проведения, а равно с нарушением обязательных требований в области технического регулирования к их проведению.

8. Наличие по месту осуществления деятельности одного аккредитованного лица места осуществления деятельности иного аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации.


Всё самое важное о сертификации в ЕАЭС — в еженедельной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:

E-mail*

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 499 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заказ на получение руководства по оценке соответствия

Обязательно указывайте тот же e-mail, на который получаете рассылку, если Вы уже наш подписчик.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя заказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, проверьте почту!

На неё придёт письмо со ссылкой для подтверждения подписки (или уведомление об успешной отправке заявки, если Вы уже подписчик).

Предзаказ методического руководства по Вашей продукции

Когда у нас появится методическое руководство по указанной Вами продукции — мы сразу сообщим Вам об этом.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя предзаказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, предзаказ сделан!

Проверьте, что получили на указанную Вами почту автоматическое уведомление от service@rctest.ru.