С момента изменения упрощенной схемы декларирования прошло более трех месяцев, но у участников рынка по-прежнему возникают вопросы: какая ответственность лежит на заявителе при нарушении установленных требований; проводится ли контроль за их соблюдением и, если да, то каким органом.
За разъяснением мы обратились в Правительство РФ, Минпромторг России, Росаккредитацию, которые в свою очередь переадресовали наш запрос в Минэкономразвития России, откуда мы и получили развернутый ответ.
Кратко напомним суть изменений, установленных
Если декларация о соответствии не опубликована, продукцию с «упрощённой« декларацией нельзя продавать конечным покупателям для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе в рамках договоров розничной купли-продажи, а значит и для выхода на маркетплейс или в торговые сети.
В случае, когда информация размещена во ФГИС «Росаккредитация», до окончания срока действия «упрощённой» декларации заявитель должен подтвердить соответствие продукции в форме сертификации или декларирования по техническим регламентам либо по Постановлению 2425. Именно это положение и вызывает наибольшее количество вопросов.
Приводим ссылку на полученный из Минэкономразвития России ответ, а здесь обращаем Ваше внимание на часть документа, которая касается контроля и ответственности за нарушение:
«Вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в части соответствия продукции требованиям технических регламентов, а также ответственности за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов требованиям технических регламентов урегулированы положениями статей 32—40 Федерального закона № 184-ФЗ».
Перечислим названия упоминаемых в разъяснении статей 184-ФЗ:
- статья 32. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов;
- статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора);
- статья 35. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц;
- статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов;
- статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
- статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
- статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
- статья 40. Принудительный отзыв продукции.
Из вышесказанного можно сделать вывод: если заявитель в период действия «упрощенной» декларации не подтверждает соответствие требованиям ТР ТС / ЕАЭС или национальным НПА, то он нарушает требования 184-ФЗ и, соответственно, несёт ответственность согласно статье 36 184-ФЗ.
В то же время вопросы, будут ли проводиться проверки, кто и как будет осуществлять контроль, можно считать открытыми. В настоящий момент мы наблюдаем, как некоторые участники рынка выбирают путь полноценной сертификации продукции после оформления «упрощённой» декларации для спокойной реализации своего товара, в то время как другие продолжают продавать товар исключительно с «упрощенной» декларацией — до тех пор, "пока не спросят".
Мы продолжим информировать вас о дополнительных разъяснениях по мере их появления.
Скачать разъяснение Минэкономразвития России