В конце ноября 2024 года Минэкономразвития России представило на общественное обсуждение законопроект о платформенной экономике (
Зачем нужен ещё один закон?
К бизнесу в России предъявляется огромное количество требований. Чтобы отследить все нововведения и разобраться в них, предпринимателю порой не хватает даже 24 часов в сутках. Однако новый закон о платформенной экономике нельзя отнести к избыточному регулированию.
В России сложилась уникальная ситуация: крупнейшие игроки рынка Интернет-торговли, такие как Ozon, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет», Wildberries, фактически работают в условиях отсутствия единого регулирования. Отдельные попытки надзорных органов контролировать эту «серую» зону до сих пор больше напоминали лечение симптомов подорожником, чем системную работу. Маркетплейсы самостоятельно решали многие вопросы, но периодически между ними и поставщиками или исполнителями в ПВЗ возникали конфликты. И новый закон призван как раз установить единые требования к онлайн-торговле через посреднические площадки.
В пояснительной записке разработчики законопроекта указали:
«Цифровые платформы… позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой. Проект федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации» разработан для создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ путем установления требований к их деятельности».
Разбираемся в терминологии
Новый Закон о маркетплейсах вводит ключевые понятия в сфере платформенной экономики. Рассмотрим основные из них:
-
Платформенная экономика. Законопроект определяет её как совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях.
Под «цифровой платформой» понимается информационная система, программа ЭВМ или сайт, при помощи которых участники платформенной экономики взаимодействуют между собой и с покупателями. Например, сайт или мобильное приложение «Яндекс.Маркет».
-
Посредническая цифровая платформа. Это цифровая платформа, которая предоставляет техническую возможность для:
- взаимодействия оператора, партнёров и пользователей с целью заключения гражданско-правовых договоров;
- размещения заказов и (или) карточек товаров;
- совершения сделок между партнёрами (продавцами товаров и исполнителями) и пользователями (покупателями);
- оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнёра.
По новому закону все посреднические цифровые платформы (ПЦП) должны быть включены в специальный реестр.
Внимание. Правительство дополнительно установит критерии отнесения цифровой платформы к ПЦП, порядок выявления ПЦП, а также правила ведения реестра ПЦП. Эти аспекты в законе пока не урегулированы.
Оператором ПЦП может выступать ИП или юридическое лицо. Оператор эксплуатирует посредническую цифровую платформу и оказывает услуги организации взаимодействия партнёров и пользователей. По сути, он предоставляет доступ к торговой витрине, но сам ничего не продаёт (за исключением случаев, когда он выступает как продавец). Это и является сутью платформенной экономики.
-
Партнёр посреднической цифровой платформы. Это лицо, заключившее договор с оператором. Партнеры делятся на три основные группы:
- продавцы товаров или услуг;
- исполнители;
- владельцы ПВЗ.
Партнёрами могут выступать юрлица, ИП и самозанятые. Владеть пунктом выдачи заказов могут ИП или юридические лица.
Взаимодействие оператора и партнёра
Закон обязывает оператора обеспечить открытый и недискриминационный доступ к ПЦП для неограниченного круга лиц. Это не исключает проверку потенциальных партнеров через ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо идентификации и аутентификации через Госуслуги.
Оператор и партнёр будут заключать договор, требования к обязательным условиям которого содержит статья 5 законопроекта. Договор можно будет подписать в электронном виде прямо на платформе.
Обязательные условия договора между оператором и партнёром включают:
- требования к партнеру;
- порядок обмена юридически значимыми сообщениями;
- исчерпывающий перечень применяемых к партнеру мер ответственности, основания и порядок их применения;
- порядок обжалования решений и действий (бездействия) оператора;
- порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на ПЦП;
- порядок осуществления взаиморасчётов между оператором и партнёром, включая порядок определения срока платежей;
- порядок установления, изменения партнёрами цены товара, работы, услуги, а также установления скидки на предлагаемые товары, работы и услуги;
- порядок определения размера вознаграждения оператора за оказание услуг партнёру.
Оператор не сможет произвольно изменять условия договора и сообщать об этом «по факту». Статья 15 законопроекта устанавливает сроки уведомления партнёров — от 15 дней и более, а также исчерпывающий перечень ситуаций, когда их можно не соблюдать.
Важно. Статья 8 законопроекта определяет порядок установления маркетплейсом скидок на товары партнёров: оператор обязан уведомить продавца не менее чем за 14 дней. При этом молчание партнёра не будет считаться согласием на применение скидок к его товару.
Требования к карточке товара и ограничения на торговлю
Статья 7 законопроекта устанавливает требования к информации, размещаемой в карточке товара. Например, в ней должны быть указаны сведения о партнёре, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии у партнёра разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; информация об обязательной маркировке.
Законопроект прямо запрещает размещение карточек товаров (работ, услуг), которые содержат предложения о продаже:
- товаров, изъятых из оборота;
- пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию или не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории РФ;
- БАДов, не прошедших государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с законодательством РФ;
- лекарственных препаратов, не зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ;
- товаров, подлежащих обязательной маркировке «Честный ЗНАК», если партнёр не является участником оборота таких товаров;
- продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без размещения партнёром информации об обязательном и добровольном подтверждении соответствия;
- товаров, требующих маркировки, если информация о ней отсутствует;
- товаров (работ, услуг), продажа которых через ПЦП самозанятыми ограничена Правительством. Статья 7 содержит перечень полномочий Правительства по установлению дополнительных требований к карточкам товара и перечню товаров, работ, услуг, с которыми не смогут работать самозанятые.
На что еще важно обратить внимание
Поисковая выдача. Если оператор использует инструменты для продвижения товара (услуги) в поисковой выдаче, то все партнёры должны иметь равный доступ к этим инструментам. Законопроект закрепляет принцип недискриминационного подхода к работе ПЦП.
Отношения с исполнителями-физическими лицами. Закон о маркетплейсах устанавливает, что:
«Отношения между оператором и (или) пользователем-заказчиком, являющимся физическим лицом, с одной стороны, и партнёром-исполнителем, с другой стороны, носят гражданско-правовой характер и не являются трудовыми отношениями».
Это значит, что законодатели заранее исключают риски признания отношений с курьерами или работниками ПВЗ трудовыми. Не секрет, что многие сотрудники пунктов выдачи заказов оформлены не как штатные работники, потому что полное соблюдение трудового законодательства в их случае приведёт к заметному удорожанию работы ПВЗ.
Защита прав исполнителей. Закон обязывает операторов:
- не навязывать исполнителю свой режим работы;
- следить за переработками и нормами подъёма тяжестей;
- своевременно выплачивать вознаграждение за выполненные работы или оказанные услуги.
Также ПЦП смогут предоставлять своим исполнителям пенсионные и страховые продукты, что повысит социальную защищенность работников.
Вы можете скачать текст законопроекта о платформенной экономике здесь.