Временные меры, применяемые при сертификации серийно выпускаемой продукции, утверждённые Решением Совета ЕЭК 127 📄 от 23 декабря 2020 года и действующие с 10 января 2021 года, позволяют проводить анализ состояния производства и отбор образцов для испытаний посредством дистанционной оценки с использованием видео-конференц-связи.
Уточним, данное решение вносит изменения в Решение Совета ЕЭК 44 📄 от 18 апреля 2018 года, утверждающее типовые схемы оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе.
Первоначально эти временные меры действовали только один год — до 10 января 2022 года. Но 21 февраля 2022 года Решением Совета ЕЭК 8 📄 они были продлены ещё на год — до 10 января 2023 года.
Многие восприняли эту новость с восторгом, как реальное послабление в процедуре сертификации в условиях нынешней весьма непростой эпидемиологической ситуации.
Однако при внимательном изучении вопроса проведение анализа производства в дистанционном формате таит в себе больше рисков, нежели удобства для заявителя. Именно поэтому мы для своих клиентов данную процедуру не используем (наша партнёрская сеть локальных экспертов это позволяет) и никому её использовать не рекомендуем.
И вот почему:
Во-первых, Решение 44 распространяется не на все техрегламенты.
А только на новые, вступившие в силу уже после него. Если говорить конкретно о тех, с которыми мы работаем — это только ТР ЕАЭС 043 о средствах пожарной безопасности.
Во всех остальных техрегламентах, напомним, применяются типовые схемы из Решения КТС 621 📄 от 7 апреля 2011 года, в котором ни слова нет про дистанционный анализ производства и отбор образцов, поэтому применять их в старых (до 2018 года) техрегламентах де-юре незаконно.
Возможно, это не более, чем правовая коллизия, которая будет в ближайшее время исправлена. Но всё же имейте в виду, что такая коллизия на данный момент существует.
Во-вторых, не все органы способны сделать это качественно.
Дело в том, что орган, проверяя производство и отбирая образцы дистанционно, берёт на себя дополнительную ответственность. Потому что ему потом в ходе проверки сертификата Росаккредитацией надо будет доказывать правомочность результатов всех этих проведённых дистанционно процедур. А мелочей и нюансов во временных мерах, к которым в ходе проверки можно будет придраться, огромное множество (например, что видеозапись не должна прерываться).
Использовать дистанционный формат проверок можно только с теми органами, которым Вы доверяете на 200%.
В-третьих, не все производственные площадки готовы к видеосъёмке на своей территории.
В ходе дистанционного анализа производства мало того, что должна осуществляться видеосъёмка всех производственных участков, так ещё эта видеозапись должна храниться несколько лет в органе по сертификации и предоставляться в Росаккредитацию по запросу.
И если с органом заявитель ещё может заключить какие-то соглашения о неразглашении, то с Росаккредитацией, очевидно, нет. Что будет с этой видеозаписью, кто её увидит — неизвестно.