В этой статье мы детально рассмотрим суть добровольной сертификации, как одной из процедур подтверждения соответствия продукции, разберём особенности её прохождения и поймём её главные отличия от процедур обязательного подтверждения соответствия.
Многие, услышав словосочетание «добровольная сертификация», сразу подумают, что речь идёт о добровольной сертификации в системе ГОСТ Р. Небезосновательно, потому что это самая распространённая система у нас в стране (точнее, была таковой), но далеко не единственная. Например, для бытовой техники и продукции лёгкой промышленности в России действует система добровольной сертификации «Ростест-Качество».
Зачем вообще нужна добровольная сертификация?
Первым делом, давайте определимся с базовыми понятиями. Как мы уже сказали выше, добровольная сертификация — это, в первую очередь, сертификация, т.е. процедура подтверждения соответствия продукции и/или услуг требованиям определённых стандартов. Каких именно? В этом и кроется вся прелесть данной процедуры. Но обо всём по порядку.
Всего на данный момент в России зарегистрировано почти 2000 (две тысячи!) систем добровольной сертификации. Все они представлены в соответствующем реестре на сайте Росстандарта.
Откуда их так много? Дело в том, что по законодательству РФ любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может создать свою собственную систему добровольной сертификации (с преферансом и поэтессами, да). Росстандарт в этом случае только проверяет, что система корректно описана и все требования в ней грамотно сформулированы. И, если всё в порядке, регистрирует систему: присваивает ей регистрационный номер и публикует её в вышеупомянутом реестре.
После этого зарегистрировавшая систему организация уже целиком и полностью становится ответственна за востребованность этой системы на рынке.
Системы добровольной сертификации — это инструменты уже не государственного технического регулирования, а скорее рыночного "технического саморегулирования". Как правило, появляются они так: авторитетный представитель отрасли вводит некий отраслевой стандарт, а затем потребители уже решают, будет ли он востребован на этом рынке или нет.
Проще всего объяснить это на примере систем, подтверждающих соответствие продукции различным религиозным требованиям (кашрут у иудеев и халяль у мусульман). Понятное дело, что ни один технический стандарт или регламент не ответит на вопрос, является ли заявленная продукция кошерной или халяльной. Однако, существует огромная категория потребителей, которой важно это знать, и которая готова голосовать рублём за "правильную" продукцию.
Соответственно, спрос потребителей на продукцию, соответствующую определённым стандартам, порождает спрос производителей на эти самые определённые стандарты. Рыночная экономика в чистом виде.
Как связана добровольная сертификация с обязательной?
Никак. И это очень важно.
Обязательное подтверждение соответствия продукции (неважно, сертификация или декларирование) — по сути, совокупность требований закона, которые надо соблюдать производителям и продавцам. И нарушения этих требований чётко прописаны в определённых статьях КоАП РФ, в них же чётко указаны штрафы и иные наказания. И определённые государственные органы уполномочены следить за соблюдением этих требований и наказывать нарушителей.
Добровольная же сертификация продукции — элемент маркетинга и конкурентной борьбы продукции за доверие (и, как следствие, кошелёк) потребителя. Здесь уже нет штрафов, наказаний и надзорных органов, но есть риск значительного сокращения прибыли из-за того, что продукт банально будет плохо продаваться.
Из этого вытекает несколько интересных выводов:
Во-первых, наличие "добровольных" сертификатов не отменяет необходимость оформления "обязательных", и наоборот. Если продукция должна проходить процедуру обязательного подтверждения соответствия в установленном порядке, то она должна пройти эту процедуру в этом порядке. Без вариантов. При этом, важно, что обязательная сертификация не может быть заменена добровольной.
Во-вторых, при добровольной сертификации заявитель сам выбирает, какие свойства и характеристики продукции он хочет подтвердить (читай: какие конкурентные преимущества он хочет выделить). Главное — понимать потребности своих потребителей, какие качества продукции им действительно важны.
В-третьих, потребитель не обращает внимания на "обязательные" сертификаты, но замечает "добровольные". Потому что соответствие обязательным требованиям — не конкурентное преимущество. Вся продукция, присутствующая на рынке, им соответствует (иначе бы её просто на этом рынке не было). А вот наличие добровольного сертификата уже привлекает внимание потребителя, выделяя продукт из массы других, "обычных".
В-четвёртых, бюджет на обязательную сертификацию можно смело отнести к производственным расходам, а бюджет на добровольную — к маркетинговым. Это, конечно, не очень критичный вывод, но всё же позволяет взглянуть на ситуацию под углом грамотного финансового планирования.
Так зачем же нужна добровольная сертификация?
Ответ после прочтения этой статьи очевиден: она повышает конкурентоспособность продукции.
Как именно? Вопрос уже к конкретной отрасли и к конкретным моделям дистрибуции. Например, потребитель голосует рублём за продукцию на полке магазина, имеющую добровольный сертификат, т.е. такая продукция лучше реализуется. Понимая сей факт, розничная сеть ставит условия дистрибьютору: если на продукцию будет добровольный сертификат, то цена будет лучше, чем без такового. Учитывая это, дистрибьютор ставит условия производителю: продукция должна соответствовать требованиям определённой системы добровольной сертификации, иначе он просто не будет эту продукцию закупать.
Более того, именно в России требование соответствия продукции национальным стандартам ГОСТ Р очень часто встречается в обязательных условиях участия в тендерах и аукционах (особенно государственных). А если продукция не подлежит обязательной сертификации в системе ГОСТ Р, то единственный способ подтвердить её соответствие национальному стандарту — получить добровольный сертификат ГОСТ Р.
Также следует помнить, что систем добровольной сертификации — множество. Да, самые известные — это национальный стандарт ГОСТ Р и «Ростест-Качество». Однако, в зависимости от ниши, существуют и более локальные системы. И нужно чётко понимать, какие из них могут заинтересовать потребителя.