Сертификация продукции — непростая процедура, которая проходит в несколько последовательных этапов. Об этих этапах сегодня и расскажем.
Причём расскажем не только про этапы сертификации, как обязательной процедуры (где получение сертификата соответствия — конечная цель), а ещё и про этапы работ в рамках наших услуг (где получение сертификата соответствия — лишь один из этапов, а конечная цель — стабильная и безопасная реализация продукции).
Основные этапы сертификации
Официальные этапы оценки соответствия продукции закреплены в Решении КТС 621 от 7 апреля 2011 года и Решении Совета ЕЭК 44 от 18 апреля 2018 года.
Решение 44 распространяется на техрегламенты, вступившие в силу после 18 июля 2018 года. В нём описание этапов процедуры уточнено и детализировано (например, подробно описан механизм привлечения органом к работе испытательной лаборатории).
Если обобщить, то можно назвать следующие ключевые этапы сертификации.
- Обращение заявителя в орган с заявкой на сертификацию.
- Идентификация продукции органом.
- Отбор, ввоз образцов продукции и их дальнейшие испытания.
- Анализ состояния производства (если требует схема сертификации).
- Выдача сертификата и его регистрация в реестре ЕАЭС (при положительных результатах испытаний и анализа производства, разумеется).
- Нанесение на продукцию единого знака обращения на рынке.
- Периодический инспекционный контроль (если требует схема сертификации).
Конкретно здесь идёт речь об обязательной оценке соответствия по техническим регламентам ЕАЭС, но глобально и в национальных стандартах этапы сертификации аналогичные: заявка, испытания, выдача документа и регистрация его в реестре, нанесение знака обращения.
Если инспекционный контроль ежегодно проходит штатно, то рано или поздно у сертификата просто истекает срок действия. Тогда заявителю предстоит снова пройти все этапы, начиная с подачи заявки (а возможно, и поиска органа).
Хуже, когда документы оказываются в архиве раньше окончания своего срока действия — тогда документы приходится оформлять не спокойно, а в авральном режиме.
Этапы сертификации в Агентстве РСТ
Сразу оговоримся, что «этапами сертификации» назвать их можно условно, скорее это этапы работы в рамках проекта с нашими клиентами (где в одном проекте может быть не только сертификация).
Как мы уже сказали, оформление разрешительных документов на продукцию является лишь одним из этапов наших услуг. Глобальная цель — законная реализация Вашей продукции и бесперебойность поставок.
Поэтому ещё задолго до подачи заявок в орган мы проводим большую работу, направленную на то, чтобы учесть и предусмотреть максимальное количество возможных нюансов:
- Выясняем особенности и процессы клиентского бизнеса. Кто изготовитель (российский или иностранный завод), какая компания будет заявителем, какое количество моделей и модификаций, какие документы уже есть на продукцию, какие необходимы в данный момент, какие могут потребоваться в ближайшем будущем.
- Делаем проработку запроса. Анализируем продукцию с целью определить, во-первых, под какие требования она подпадает в рамках самих техрегламентов (подлежит декларированию или сертификации, по каким схемам), а, во-вторых, под какие ещё нормы и правила она может подпадать (например, подлежит обязательной сертификации / декларированию в области связи).
- Разрабатываем индивидуальный план работ. Исходя из Ваших целей и задач, предлагаем различные варианты. Но здесь стоит сделать важную оговорку. Любой выбор действий возможен только в том случае, если он допустим процедурой и уместен в рамках проекта (например, не всегда заявитель может даже выбирать схему сертификации). Мы никогда не выбираем между "официально" и "не очень", потому что всегда соблюдаем все требования законодательства. Именно поэтому с нашими документами не бывает проблем.
- Запуск проекта и оформление документов. Когда согласован план и оговорены все нюансы, мы приступаем к реализации проекта уже в рамках официальной процедуры оценки соответствия: заявка в орган, отбор образцов, испытания... Если объём работ большой, то определяем приоритеты — что делаем в первую очередь, что после.
- Поддержка в течение срока действия документов. Мы никогда не оставляем клиента один на один с оформленным документом. Мы всегда готовы подключиться к ситуации, если возникнут какие-то вопросы, даже если они появятся уже после оформления документа (и даже после истечения его срока действия).