1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон 248-ФЗ от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 📄. Рассказываем, что с этого дня изменится для производителей, импортёров, продавцов, да и вообще для всех контролируемых лиц.
Как и в случае с новым порядком регистрации деклараций, кардинально в общей картине ничего не изменится: те же люди (инспекторы территориальных органов) будут проводить те же мероприятия (запросы, проверки) среди тех же лиц (производителей, импортёров, ритейлеров).
Но в деталях прослеживается изменение глобального подхода к государственному контролю. Он всё больше движется в сторону публичных реестров и электронного документооборота. Именно здесь скрыт наибольший потенциал всей системы, но одновременно здесь же кроется и самая большая её проблема.
Контроль или надзор?
Пикантная деталь 248-ФЗ: он одновременно и о контроле, и о надзоре.
Хоть понятия эти практически идентичные, законодатель настойчиво их разделяет. Как пример — на федеральном и региональном уровне возможен и контроль, и надзор, а на муниципальном уровне возможен только контроль. Но об этом подробнее ниже.
Само понятие государственного контроля и надзора закреплено в первом пункте первой статьи первой главы первого раздела закона. А в третьем пункте этой же статьи уточняется то, что не является ни контролем, ни надзором.
Определение государственного контроля (ст.1, п.1)
1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации [..] в целях настоящего Федерального закона понимается
- деятельность контрольных (надзорных) органов,
- направленная на
- предупреждение,
- выявление
- и пресечение нарушений обязательных требований,
- осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством
- профилактики нарушений обязательных требований,
- оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований,
- выявления их нарушений,
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
- пресечению выявленных нарушений обязательных требований,
- устранению их последствий
- и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
- направленная на
Что НЕ является государственным контролем (ст.1, п.3)
3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:
-
мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;
-
оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;
-
производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;
-
рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;
-
проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
-
деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
-
деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;
-
расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
-
деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;
-
деятельность органов государственной охраны;
-
деятельность органов федеральной службы безопасности.
На что распространяется 248-ФЗ?
По сути, 248-ФЗ — это мощное российское горизонтальное законодательство. Не исключено, что виды контроля, которые сейчас не подпадают под него, в будущем под него перейдут.
А какие виды, собственно, подпадают? Если вкратце — все, кроме некоторых.
Подробнее об этом говорит вся вторая статья закона. Непосредственно перечни контролей и надзоров, которые не подпадают под 248-ФЗ, указан в четвёртом и пятом пунктах. Отличия в том, что в пятом пункте перечислены виды только государственного контроля, а в четвёртом — все прочие.
НЕ подпадает под 248-ФЗ (ст.2, п.4)
4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:
-
государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
-
экспортного контроля;
-
государственного портового контроля;
-
контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;
-
надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
-
надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах;
-
контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
-
государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;
-
контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;
-
контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
-
контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
-
контроля в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
-
контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
-
контроля за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
-
контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;
-
контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;
-
контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
-
деятельности в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
Также НЕ подпадает под 248-ФЗ (ст.2, п.5)
5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):
-
налоговый контроль;
-
валютный контроль;
-
таможенный контроль;
-
контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
-
контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий);
-
федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия;
-
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;
-
федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;
-
федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
-
федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
-
федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
-
федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
-
надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;
-
федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;
-
государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
-
контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;
-
федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;
-
лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
-
контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;
-
государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;
-
государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом;
-
государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом;
-
государственный контроль в области связи, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;
-
контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль).
Конкретика — в положениях о видах контроля
В третьей статье 248-ФЗ фигурируют такие законодательные акты, как положения о видах контроля.
Во втором пункте этой статьи определены три вида контроля (федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный) и установлено, какими нормативными документами они регулируются, и кто эти документы утверждает.
А в пятом пункте уже подробно описывается, что должно содержаться в этих положениях.
Виды контроля (ст.3, п.2)
2. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается:
-
для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
-
для вида федерального государственного контроля (надзора) при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также при необходимости положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
-
для вида регионального государственного контроля (надзора) — положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
-
для вида муниципального контроля — положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Что определяется положением о виде контроля (ст.3, п.5)
5. Положением о виде контроля определяются:
-
контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;
-
критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;
-
перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;
-
виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;
-
виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;
-
особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;
-
иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.
... и в федеральных законах о видах контроля
В четвёртом пункте всё той же третьей статьи указаны также федеральные законы о видах контроля, которые могут устанавливать положения, которые должны содержаться в положении о виде контроля. Собственно, мы уже практически целиком процитировали весь этот пункт:
4. Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля.
Всё станет понятно в первой половине 2021
248-ФЗ вступает в силу 1 июля 2021 года. Соответственно, к этому времени должны появиться уже конкретные положения и законы.
Мы будем следить за вступлением в силу нового закона и публикацией положений и федеральных законов о видах контроля. Чтобы не пропустить ничего — подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку.
Понятно, что столь значимые изменения не пройдут бесследно и незаметно, особенно в текущих непростых условиях на рынке. Обсуждения будут очень жаркими. Единственное, что уже точно не изменится:
Надзор за исполнением 248-ФЗ осуществляет Генпрокуратура
О чём гласит седьмой пункт третьей статьи закона:
7. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Цифровая прозрачность
Самое противоречивое и горячо обсуждаемое в новом 248-ФЗ.
С одной стороны, курс на электронный документооборот и дистанционное взаимодействие — это замечательно. Всё прозрачно и на виду. Решает не бумага, а запись в электронном реестре. И ведомства все необходимые документы и сведения уже не запрашивают у заявителя, а получают из реестра.
Как это сейчас, например, происходит с нотификациями ФСБ — при ввозе шифровальных средств достаточно сообщить номер нотификации в реестре, а не предоставлять копию или оригинал документа.
С другой стороны, именно это и вызывает наибольшее опасение у представителей отрасли. Потому что в единый реестр будет передаваться слишком много сведений, составляющих коммерческую тайну. От рецептуры в технической документации до описания производственного цикла в рамках анализа состояния производства.
И вопрос ответственности за сохранность данной информации — вопрос пока открытый и самый дискуссионный в рамках вступления в силу 248-ФЗ.
Риск-ориентированный подход
Это тоже одно из нововведений в организации государственного контроля. Нельзя назвать этот подход каким-то ноу-хау — он уже длительное время применяется при таможенном оформлении. Но теперь его попробуют применить ещё и в обязательной оценке соответствия.
Конкретику по профилям риска также ждём в положениях и федеральных законах о видах контроля. Единственное, что выделяется из общей массы в 248-ФЗ: категория объектов контроля низкого риска.
Низкий риск
Без конкретных положений, разумеется, сложно делать выводы, но пятый пункт двадцать пятой статьи звучит крайне оптимистично:
5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесённых к категории низкого риска, не проводятся.
Посмотрим, как это прекрасная законодательная инициатива будет реализована на практике.