Обзор 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле с комментариями

Хотите знать больше? Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку о техническом регулировании.

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике в отношении файлов Cookie.

Готовимся к 248-ФЗ

Готовимся к 248-ФЗ

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон 248-ФЗ от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 📄. Рассказываем, что с этого дня изменится для производителей, импортёров, продавцов, да и вообще для всех контролируемых лиц.

Как и в случае с новым порядком регистрации деклараций, кардинально в общей картине ничего не изменится: те же люди (инспекторы территориальных органов) будут проводить те же мероприятия (запросы, проверки) среди тех же лиц (производителей, импортёров, ритейлеров).

Но в деталях прослеживается изменение глобального подхода к государственному контролю. Он всё больше движется в сторону публичных реестров и электронного документооборота. Именно здесь скрыт наибольший потенциал всей системы, но одновременно здесь же кроется и самая большая её проблема.

Контроль или надзор?

Пикантная деталь 248-ФЗ: он одновременно и о контроле, и о надзоре.

Хоть понятия эти практически идентичные, законодатель настойчиво их разделяет. Как пример — на федеральном и региональном уровне возможен и контроль, и надзор, а на муниципальном уровне возможен только контроль. Но об этом подробнее ниже.

Само понятие государственного контроля и надзора закреплено в первом пункте первой статьи первой главы первого раздела закона. А в третьем пункте этой же статьи уточняется то, что не является ни контролем, ни надзором.

Определение государственного контроля (ст.1, п.1)

1. Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации [..] в целях настоящего Федерального закона понимается

  • деятельность контрольных (надзорных) органов,
    • направленная на
      • предупреждение,
      • выявление
      • и пресечение нарушений обязательных требований,
    • осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством
      • профилактики нарушений обязательных требований,
      • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований,
      • выявления их нарушений,
      • принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
        • пресечению выявленных нарушений обязательных требований,
        • устранению их последствий
        • и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Что НЕ является государственным контролем (ст.1, п.3)

3. Для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся:

  1. мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

  2. оперативно-разыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

  3. производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

  4. рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

  5. проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

  6. деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

  7. деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

  8. расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

  9. деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

  10. деятельность органов государственной охраны;

  11. деятельность органов федеральной службы безопасности.

На что распространяется 248-ФЗ?

По сути, 248-ФЗ — это мощное российское горизонтальное законодательство. Не исключено, что виды контроля, которые сейчас не подпадают под него, в будущем под него перейдут.

А какие виды, собственно, подпадают? Если вкратце — все, кроме некоторых.

Подробнее об этом говорит вся вторая статья закона. Непосредственно перечни контролей и надзоров, которые не подпадают под 248-ФЗ, указан в четвёртом и пятом пунктах. Отличия в том, что в пятом пункте перечислены виды только государственного контроля, а в четвёртом — все прочие.

НЕ подпадает под 248-ФЗ (ст.2, п.4)

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:

  1. государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

  2. экспортного контроля;

  3. государственного портового контроля;

  4. контроля, непосредственно связанного с обеспечением обороны, государственного контроля за деятельностью в области военно-технического сотрудничества;

  5. надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;

  6. надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах;

  7. контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

  8. государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;

  9. контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;

  10. контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

  11. контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

  12. контроля в сфере правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

  13. контроля за деятельностью специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

  14. контроля за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

  15. контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контроля за соблюдением законодательства при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц;

  16. контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

  17. контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  18. деятельности в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

Также НЕ подпадает под 248-ФЗ (ст.2, п.5)

5. Положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора):

  1. налоговый контроль;

  2. валютный контроль;

  3. таможенный контроль;

  4. контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

  5. контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий);

  6. федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия;

  7. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;

  8. федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности;

  9. федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

  10. федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

  11. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

  12. федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

  13. надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях;

  14. федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

  15. государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

  16. контроль за соблюдением страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;

  17. федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии;

  18. лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

  19. контроль при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

  20. государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

  21. государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом;

  22. государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом;

  23. государственный контроль в области связи, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

  24. контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль).

Конкретика — в положениях о видах контроля

В третьей статье 248-ФЗ фигурируют такие законодательные акты, как положения о видах контроля.

Во втором пункте этой статьи определены три вида контроля (федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный) и установлено, какими нормативными документами они регулируются, и кто эти документы утверждает.

А в пятом пункте уже подробно описывается, что должно содержаться в этих положениях.

Виды контроля (ст.3, п.2)

2. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля устанавливается:

  1. для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

  2. для вида федерального государственного контроля (надзора) при передаче полномочий по его осуществлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также при необходимости положением о виде федерального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

  3. для вида регионального государственного контроля (надзора) — положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

  4. для вида муниципального контроля — положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования.

Что определяется положением о виде контроля (ст.3, п.5)

5. Положением о виде контроля определяются:

  1. контрольные (надзорные) органы, уполномоченные на осуществление вида контроля;

  2. критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля;

  3. перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления вида контроля;

  4. виды контрольных (надзорных) мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления вида контроля, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия;

  5. виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска, за исключением категории низкого риска;

  6. особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию;

  7. иные вопросы, регулирование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами о видах контроля осуществляется положением о виде контроля.

... и в федеральных законах о видах контроля

В четвёртом пункте всё той же третьей статьи указаны также федеральные законы о видах контроля, которые могут устанавливать положения, которые должны содержаться в положении о виде контроля. Собственно, мы уже практически целиком процитировали весь этот пункт:

4. Федеральные законы о видах контроля могут устанавливать положения, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом должны содержаться в положении о виде контроля.

Всё станет понятно в первой половине 2021

248-ФЗ вступает в силу 1 июля 2021 года. Соответственно, к этому времени должны появиться уже конкретные положения и законы.

Мы будем следить за вступлением в силу нового закона и публикацией положений и федеральных законов о видах контроля. Чтобы не пропустить ничего — подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку.

Понятно, что столь значимые изменения не пройдут бесследно и незаметно, особенно в текущих непростых условиях на рынке. Обсуждения будут очень жаркими. Единственное, что уже точно не изменится:

Надзор за исполнением 248-ФЗ осуществляет Генпрокуратура

О чём гласит седьмой пункт третьей статьи закона:

7. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Цифровая прозрачность

Самое противоречивое и горячо обсуждаемое в новом 248-ФЗ.

С одной стороны, курс на электронный документооборот и дистанционное взаимодействие — это замечательно. Всё прозрачно и на виду. Решает не бумага, а запись в электронном реестре. И ведомства все необходимые документы и сведения уже не запрашивают у заявителя, а получают из реестра.

Как это сейчас, например, происходит с нотификациями ФСБ — при ввозе шифровальных средств достаточно сообщить номер нотификации в реестре, а не предоставлять копию или оригинал документа.

С другой стороны, именно это и вызывает наибольшее опасение у представителей отрасли. Потому что в единый реестр будет передаваться слишком много сведений, составляющих коммерческую тайну. От рецептуры в технической документации до описания производственного цикла в рамках анализа состояния производства.

И вопрос ответственности за сохранность данной информации — вопрос пока открытый и самый дискуссионный в рамках вступления в силу 248-ФЗ.

Риск-ориентированный подход

Это тоже одно из нововведений в организации государственного контроля. Нельзя назвать этот подход каким-то ноу-хау — он уже длительное время применяется при таможенном оформлении. Но теперь его попробуют применить ещё и в обязательной оценке соответствия.

Конкретику по профилям риска также ждём в положениях и федеральных законах о видах контроля. Единственное, что выделяется из общей массы в 248-ФЗ: категория объектов контроля низкого риска.

Низкий риск

Без конкретных положений, разумеется, сложно делать выводы, но пятый пункт двадцать пятой статьи звучит крайне оптимистично:

5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесённых к категории низкого риска, не проводятся.

Посмотрим, как это прекрасная законодательная инициатива будет реализована на практике.

Всё самое важное о сертификации в ЕАЭС — в еженедельной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:

E-mail*

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заказ на получение руководства по оценке соответствия

Обязательно указывайте тот же e-mail, на который получаете рассылку, если Вы уже наш подписчик.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя заказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, проверьте почту!

На неё придёт письмо со ссылкой для подтверждения подписки (или уведомление об успешной отправке заявки, если Вы уже подписчик).

Предзаказ методического руководства по Вашей продукции

Когда у нас появится методическое руководство по указанной Вами продукции — мы сразу сообщим Вам об этом.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя предзаказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, предзаказ сделан!

Проверьте, что получили на указанную Вами почту автоматическое уведомление от service@rctest.ru.