В 2023 году продолжится внесение поправок в технические регламенты в части установления форм, схем и процедур оценки соответствия согласно типовым схемам по Решению Совета ЕЭК 44 📄 от 18 апреля 2018 года. Этот документ действует уже более четырех лет, но до сих пор вызывает много вопросов. Мы подготовили цикл статей с разъяснениями основных положений Решения 44.
Решение 44 или Решение 621: что применять заявителю?
Типовые схемы сертификации и декларирования соответствия описаны в двух документах Евразийского экономического союза:
- Решении КТС 621 📄 от 7 апреля 2011 года;
- Решении Совета ЕЭК 44 📄 от 18 апреля 2018 года (действует с 18 июля 2018 года).
Оба документа имеют силу, но в своих временных рамках. Решение 621 применяется к техническим регламентам, принятым до 18 июля 2018 года; Решение 44 используется для технических регламентов, вступивших в силу после 18 июля 2018 года, и техническим регламентам, по которым были изменения касательно применения типовых схем.
Например, при оценке соответствия по ТР ТС 004 / 2011 «О безопасности низковольтного оборудования» применяются схемы по Решению 621, а по не вступившему ещё в силу ТР ЕАЭС 048 / 2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» будут применяться типовые схемы, описанные в Решении 44.
Ранее мы писали, что эти документы важны в первую очередь авторам техрегламентов, которые ориентируются на них при описании процедур подтверждения соответствия для конкретной продукции.
Заявителям нужно руководствоваться текстом конкретного технического регламента. Именно в нём содержатся требования к безопасности продукции и описание форм, схем подтверждения соответствия.
Обратите внимание еще на один момент. Ориентироваться строго на даты принятия Решения 621 или Решения 44 нельзя, потому что есть подвох.
Во-первых, в регламенты, принятые до 18 июля 2018 года, могут вноситься изменения в части применения типовых схем. Например, ТР ТС 032 / 2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» вступил в силу в 2014 году. Позже были приняты изменения, касающиеся в том числе применения типовых схем. И при оформлении разрешительных документов по требованиям этого регламента необходимо руководствоваться схемами из Решения 44.
Во-вторых, отдельные технические регламенты могут содержать собственные схемы оценки соответствия или особенности применения типовых схем. Цель нормативного документа — обеспечить безопасность продукции, а для каждой товарной группы существуют свои риски. Например, приложение 19 к ТР ТС 018 / 2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» содержит описание схем соответствия, применяемых при процедуре сертификации или декларирования по требованиям этого техрегламента.
Всё написанное выше не означает, что заявителям нужно отложить в сторону Решение 44 и совсем в него не заглядывать. Оно интересно тем, что содержит описание этапов подтверждения соответствия, например, идентификации продукции или анализа состояния производства, а также временные меры при сертификации серийно выпускаемой продукции.
Какие особенности у оценки соответствия по Решению 44?
Теперь рассмотрим подробнее особенности оценки соответствия по Решению 44.
- Заявители не могут использовать протоколы испытаний, выданные иностранными лабораториями, в том числе при испытаниях в собственных лабораториях. Это следует из определений в Решении 44.
- Решение 44 разрешает использовать результаты прошлых испытаний (измерений) для последующих партий аналогичной продукции, на которую ранее был выдан сертификат соответствия. Но только в том случае, если это предусмотрено соответствующим техническим регламентом.
- Для подтверждения “аналогичности” продукции орган по сертификации проводит идентификацию партии, на которую оформляется новый сертификат. То есть заявитель не может самостоятельно установить, что его товары идентичны тем, на которые есть протоколы испытаний. Его выводы должны быть подтверждены результатами идентификации.
- В Решении 44 установлена периодичность инспекционного контроля — один раз в год. Но, повторим, на неё можно ориентироваться, если техническими регламентами не установлено иное.
- Решение 44 содержит временные меры при сертификации серийно выпускаемой продукции. Они были введены при пандемии и продлены до 10 января 2023 года. Временные меры разрешают проведение дистанционного анализа состояния производства.
Важно! В России действуют ограничения на использование результатов прошлых испытаний. Постановление 936 📄 от 19 июня 2021 года прямо устанавливает, что действие сертификата или декларации будет приостановлено, если эти документы оформлены на основании протоколов, ранее использовавшихся для выдачи другого сертификата или декларации. То есть заявителям в любом случае придётся оформлять новые протоколы испытаний, даже если они хотят использовать полученные ранее результаты.
Читайте также: Вопросы и ответы с вебинара об изменениях в Решении 44.
Какие изменения ожидаются в технических регламентах?
Напомним, что положения Решения 44 применимы к тем регламентам, которые:
- разработаны после 18 июля 2018 года;
- изменены в части включения правил из Решения 44 после 18 июля 2018 года.
Большинство действовавших в 2022 году технических регламентов были приняты до даты вступления в силу Решения 44, поэтому при сертификации применяются типовые схемы из Решения 621. До конца 2023 года запланировано внесение в них изменений в части установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем из Решения 44.
План разработки технических регламентов ЕАЭС утверждён Решением Совета ЕЭК 57 📄 от 23 апреля 2021 года.
Перечень продукции, на которую планируется распространить положения Решения 44
На следующую продукцию планируется распространить положения Решения 44:
- машины и оборудование;
- низковольтное оборудование;
- аппараты, работающие на газообразном топливе;
- оборудование, работающее под избыточным давлением;
- сосуды, работающие под давлением;
- оборудование для работы во взрывоопасных средах;
- аттракционы, оборудование детских игровых площадок;
- лифты;
- колёсные транспортные средства;
- тракторы;
- сельскохозяйственная техника;
- машины для лесного хозяйства;
- шины;
- подвижной состав железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростной;
- маломерные суда;
- инфраструктура железнодорожного транспорта, в том числе высокоскоростного;
- автомобильные дороги;
- пиротехнические составы и содержащие их изделия;
- взрывчатые вещества гражданского применения и содержащие их изделия;
- продукция лёгкой промышленности (готовые штучные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия трикотажные, швейные и кожгалантерейные; обувь; меха и меховые изделия);
- игрушки;
- товары для детей и подростков;
- изделия для ухода за детьми;
- посуда;
- изделия санитарно-гигиенического назначения;
- парфюмерно-косметическая продукция;
- средства гигиены полости рта;
- тара и упаковка;
- средства индивидуальной защиты;
- средства обеспечения пожарной безопасности;
- средства пожаротушения;
- мебельная продукция;
- бензины, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут;
- смазочные материалы, масла и специальные жидкости;
- пищевая продукция;
- зерно;
- табачная продукция;
- сжиженные углеводородные газы для использования в качестве топлива;
- газ горючий природный, подготовленный к транспортированию и (или) использованию.
Мы отслеживаем изменения в техническом регулировании и регулярно сообщаем Вам о них на сайте и в Телеграм-канале. Получить ответ на свой вопрос Вы можете, записавшись на индивидуальную консультацию.
Читайте другие статьи из мини-цикла о положениях Решения Совета ЕЭК 44: ;