Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации: продажа товара без сертификата соответствии или декларации о соответствии

Хотите знать больше? Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку о техническом регулировании.

Мы используем файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения смотрите в нашей Политике в отношении файлов Cookie.

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

Какая ответственность предусмотрена для производителей и продавцов при производстве / ввозе / продаже продукции без сертификатов или деклараций?

Вопрос очень хороший, потому что на самом деле содержит в себе сразу четыре вопроса: КТО может быть привлечён к ответственности, КЕМ, ЗА ЧТО и, самое главное, КАК? Более того, ответив на все эти вопросы, можно сделать очень интересный вывод. Давайте разбираться.

Рассмотрим саму логику привлечения к ответственности, чтобы Вам было понятно, почему зачастую нельзя дать однозначный ответ на вопросы, будет ли возбуждено дело об административном нарушении, и каким будет наказание.

Плюс, мы специально где-то будем упрощать некоторые термины, чтобы максимально доступно донести основные принципы на понятном, а не на "юридическом официальном" языке.

Нормативная база

В России действует ряд законов (как федеральных, так и международных), устанавливающих правила для определённых участников различных экономических и правовых взаимоотношений. Этих законов огромное количество, но «тремя китами» всего рынка можно назвать следующие:

  • Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года — для заявителей и аккредитованных лиц при проведении процедур подтверждения соответствия.
  • Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года — для продавцов и покупателей при продаже товаров и услуг.
  • Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а точнее одно из его главных "дополнений": Таможенный кодекс ЕАЭС от 17 апреля 2017 года — для импортёров и экспортёров продукции при перемещении её через границы ЕАЭС.

За нарушение установленных этими законами правил предусмотрена ответственность. Кто эту ответственность несёт и в каком объёме — определяет Кодекс об административных правонарушениях РФ. Именно в нём кроется большинство ответов на интересующие нас вопросы.

КОГО могут привлечь к ответственности

Все статьи КоАП РФ разбиты по главам, каждая из которых описывает административные правонарушения в какой-то области. Самые "ходовые" из них следующие:

  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Здесь собраны все нарушения первых двух законов: о техническом регулировании и о защите прав потребителей.
  • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Как понятно из названия, здесь собраны все статьи за нарушения при таможенном оформлении продукции.

В соответствующих статьях КоАП уже прямо указано, кем может быть совершено правонарушение, например:

Статья 14.43: Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов [...]

Статья 14.4: Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества [...]

Статья 16.2: Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений [...]

Статья 14.48: Представление испытательной лабораторией [...] недостоверных или необъективных результатов исследований [...]

Очевидно, что по 14.43 будет привлечён тот, кто нарушил (изготовитель или продавец), по 14.4 — тот, кто продаёт, по 16.2 — декларант или тампред, а по 14.48 — испытательная лаборатория.

КТО может привлекать к ответственности

Здесь стоит немного уточнить логику возникновения административной ответственности.

Она возникает после вынесения постановления по делу об административном правонарушении (АП). Постановление, в свою очередь, является итогом рассмотрения дела. Которое сначала должно быть возбуждено на основании протокола или определения.

Иными словами, чтобы привлечь кого-то к административной ответственности, надо:

  1. выявить и зафиксировать (!) правонарушение;
  2. возбудить дело;
  3. рассмотреть дело;
  4. принять решение по результатам рассмотрения.

Сейчас станет понятно, почему мы подробно на этом останавливаемся.

Кто может рассматривать дела

В главе 23 КоАП подробно указано, какой орган может рассматривать дела об административных правонарушениях по определённым статьям (если быть точным: может либо рассматривать самостоятельно, либо передавать дело в суд). В каждой из статей указана область надзора и полномочия надзорного органа. А какое именно ведомство будет надзорным органом в той или иной области — определяется уже постановлением Правительства.

Чаще всего приходится иметь дело с Роспотребнадзором (санитарно-эпидемиологический надзор по статье 23.13 и надзор в области защиты прав потребителей по статье 23.49) и Федеральной таможенной службой (таможенный орган, статья 23.8).

Интересно также то, что области надзора часто пересекаются и, например, возбуждать и рассматривать дела по статье 14.44 (недостоверное декларирование соответствия продукции) могут органы по санитарно-эпидемиологическому, сельскохозяйственному, ветеринарному, фитосанитарному, пожарному, транспортному надзору.

Кто может только составлять протоколы и передавать дела для рассмотрения в суд

Здесь стоит упомянуть главу 28 (возбуждение дел об АП), а именно статью 28.3, определяющую, какие должностные лица вправе составлять протоколы и возбуждать дела. Здесь указаны именно те, кто может только составить протокол, возбудив тем самым дело, и передать его в суд, который это дело уже будет рассматривать.

Интересует нас конкретно 95 пункт второй части данной статьи, указывающий на полномочия должностных лиц Росаккредитации:

95) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа по аккредитации — [вправе составлять протоколы] об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.47, 14.48, 14.59, 14.60, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 2 статьи 19.26.

ЗА ЧТО могут привлечь к ответственности

С одной стороны, всё просто — состав нарушения явно указан в соответствующей статье.

С другой стороны, нередко бывает так, что одно и то же нарушение может подходить сразу под несколько статей. Точнее, какая-то ситуация может содержать в себе признаки сразу нескольких нарушений.

Например, если в ходе реализации был нарушен режим хранения товара, который после этого испортился, то это одновременно может подпадать и под статью 14.4 (продажа товаров ненадлежащего качества), и под статью 14.43 (нарушение требований технических регламентов).

Вопрос — по какой из этих статей привлекут к ответственности? А вопрос это к тем, кто будет данные нарушения выявлять и фиксировать.

И здесь мы как раз подходим к самому интересному. 

КАК могут привлечь к ответственности

Самое главное, что нужно знать — в одном и том же деянии могут быть выявлены нарушения сразу по нескольким статьям КоАП.

Грубо говоря, если ввезти и продать продукцию с сертификатом, выданным на основании поддельных протоколов испытаний, то можно получить сразу два дела об АП: от таможни за нарушение правил ввоза и от Роспотребнадзора за нарушение правил продажи. Более того, это не гипотетическая ситуация, это реальные случаи.

Это мы говорим только об административной ответственности, не стоит забывать и о других последствиях: незаконно оформленные разрешительные документы будут аннулированы Росаккредитацией, а их держатели окажутся в «чёрном списке» у ведомства.

И теперь Вы уже знаете, почему так происходит:

Во-первых, потому что каждый надзорный орган будет искать составы по "своим" областям надзора и привлекать к ответственности "своих" нарушителей. Утрируя, Роспотребнадзор будет привлекать продавца, таможня — декларанта. И тот факт, что и продавец, и декларант одно и то же лицо — проблемы исключительно этого лица.

Во-вторых, каждый надзорный орган постарается найти в одном и том же деянии либо как можно больше нарушений, либо те, которые в данный момент ему "нужны" (показателей эффективности надзорной деятельности никто не отменял).

Как избежать ответственности?

Ответ очевиден — не нарушать.

Но, несмотря на всю его очевидность, в нём есть нюансы. Заключаются они в том, что нужно детально изучить составы действующих статей КоАП и понимать, какие действия компании под них подпадают. Благо, в открытых источниках сейчас много информации не только по статьям кодекса, но и комментариев юристов к этим статьям: что является их объективной и субъективной стороной, какие органы могут составлять протоколы и рассматривать дела и т.д.

Конечно, за самим по себе фактом нарушения не следует мгновенного наказания. Если Вы едете в городе больше 80 км/ч, то это нарушение, но чтобы Вы заплатили штраф, это нарушение надо выявить и зафиксировать. При ввозе и реализации продукции ситуация аналогичная, только правонарушений больше и состав их сложнее.

Поэтому в рамках сертификационного сопровождения мы всегда подсказываем клиентам, какие действия могут стать причинами нарушений, по каким статьям КоАП, какое предусмотрено по ним наказание. При необходимости — изучаем правоприменительную практику и позицию надзорных органов по каким-то статьям, чтобы максимально уберечь клиентские бизнес-процессы.

В одном из прошлых выпусков, кстати, мы подробно рассматривали уже вопрос привлечения к ответственности за нарушение правил маркировки продукции (нанесения единого знака обращения на рынке ЕАЭС).

Также читайте нашу подборку статей КоАП РФ, в которых указаны в том числе конкретные штрафы за отсутствие сертификата и декларации о соответствии на продукцию.

Всё самое важное о сертификации в ЕАЭС — в еженедельной рассылке Агентства РСТ

Подпишитесь, и со временем Вы будете свободно ориентироваться в техрегламентах, органах по аккредитации и ведомственных реестрах:

E-mail*

Для заказа услуг или получения консультации звоните +7 (499) 553 03 03

Заявка на консультацию

Чем подробнее Вы опишете свою продукцию и задачу — тем полнее будет консультация.

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично!

Очень скоро с вами свяжутся.

Заявка на расчёт стоимости и сроков

* - обязательное для заполнения поле

Отправляя заявку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Ваша заявка успешно отправлена!

Дождитесь, пожалуйста, пока наш менеджер свяжется с Вами. И проверьте почту — мы отправили Вам письмо с полезной информацией о стоимости разрешительных документов.

Заказ на получение руководства по оценке соответствия

Обязательно указывайте тот же e-mail, на который получаете рассылку, если Вы уже наш подписчик.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя заказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, проверьте почту!

На неё придёт письмо со ссылкой для подтверждения подписки (или уведомление об успешной отправке заявки, если Вы уже подписчик).

Предзаказ методического руководства по Вашей продукции

Когда у нас появится методическое руководство по указанной Вами продукции — мы сразу сообщим Вам об этом.

* - обязательное для заполнения поле

Оставляя предзаказ, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Отлично, предзаказ сделан!

Проверьте, что получили на указанную Вами почту автоматическое уведомление от service@rctest.ru.