Производитель не имеет права продавать на российском рынке большинство товаров без разрешительных документов: сертификата соответствия или декларации о соответствии. Некоторым предпринимателям хочется ускорить процесс их получения, чтобы быстрее запустить продукцию в оборот. Они выбирают фирмы, которые обещают сделать сертификат “за пару дней”, а в итоге несут убытки, в несколько раз превышающие стоимость самого документа. Почему возникают такие ситуации? Как не попасть в них и избежать чужих ошибок? Почему российским производителям важно критично относиться к выбору поставщика услуг по сертификации? Анализируем и делаем выводы в новой статье.
Что стоит за оформлением “быстрых” сертификатов
Процедура оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов или ГОСТам предполагает прохождение обязательных этапов, без которых оформить разрешительный документ нельзя, например, испытания и анализ состояния производства при сертификации серийного производства. Однако недобросовестные поставщики услуг по оценке соответствия часто ими пренебрегают.
Можно назвать сразу несколько причин подобного подхода:
- работа с неаккредитованными лабораториями из-за низкой стоимости их услуг;
- высокая стоимость услуг аккредитованных испытательных лабораторий;
- понимание того, что товар не соответствует требованиям безопасности, и при этом нежелание терять клиента;
- отсутствие в штате экспертов, которые могут провести анализ состояния производства;
- настойчивость клиента, который просит сделать “быстро и недорого”.
В итоге на рынке появляется продукция с “липовыми” сертификатами — документами, оформленными без проведения испытаний, без анализа результатов испытаний и без аудита производства.
Примеры “отмены” разрешительных документов
По данным журнала «Контроль качества продукции», № 4 / 2021 год, в 2020 году ассоциация «Союз испытательных лабораторий и органов по сертификации» («СИЛА») выявила несколько недобросовестных органов по сертификации, которые выдавали “быстрые” сертификаты. Об этом она проинформировала организацию по защите прав потребителей «Рубеж», а та, в свою очередь, подала иски в суд. В конце 2020 года Измайловским, Кунцевским, Симоновским и Чертановским районными судами были вынесены решения о признании недействительными 2299 сертификатов соответствия.
Росаккредитация за первую половину 2023 года приостановила действие 283 сертификатов соответствия на детские удерживающие устройства. Причиной послужили нарушения процедуры сертификации или оформления документов. А, как известно, за приостановкой сертификата часто следует его «отмена» — признание документа недействительным.
Ещё о двух судебных делах об «отмене» разрешительных документов Вы можете прочитать в нашей статье «Признание разрешительного документа недействительным: судебная практика».
Чем грозит “отмена” разрешительного документа
По российскому законодательству недействительными сертификат или декларация признаются с момента их выдачи. Это означает, что вся произведённая в период их действия продукция подлежит принудительному отзыву из оборота как неправомерно выпущенная, а ввоз по продукции по ним будет классифицирован как незаконный.
На этом неприятности изготовителя не заканчиваются. К нему могут прийти с внеплановой проверкой из Росстандарта или из Роспотребнадзора.
Например, Росстандарт следит за соблюдением законодательства в области технического регулирования и имеет право потребовать у производителя комплект технической документации на серийный выпуск продукции:
- протоколы испытаний;
- акты анализа состояния производства;
- результаты инспекционного контроля;
- технологическую документацию на продукцию.
В соответствии с требованиями технических регламентов, такой комплект на сертифицируемую продукцию изготовитель должен хранить до 10 лет.
За отсутствие документов Росстандарт может привлечь производителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и наложить штраф в размере: от 20 000 до 30 000 руб. — для ИП; от 100 000 до 300 000 руб. — для юрлиц.
Роспотребнадзор, как правило, привлекает к ответственности по ст. 19.33 КоАП РФ, по которой штраф для компании составляет от 200 000 до 300 000 руб.
Но и это ещё не всё. Покупатели продукции с “липовыми” сертификатами тоже могут использовать ситуацию в своих интересах. Признание разрешительного документа недействительным автоматически переводит выпущенную в соответствии с ним продукцию в разряд некачественной. В таких случаях покупатели имеют право подать иск в суд с целью:
- взыскать полную сумму, уплаченную за несертифицированную продукцию;
- получить компенсацию за пользование чужими денежными средствами;
- наложить штраф за неудовлетворение продавцом требований покупателя в добровольном порядке.
Иногда сумма, которую взыскивает суд с производителя несертифицированной продукции, может в два-три раза превышать стоимость продукции.
Читайте также: «Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации».
Можно ли взыскать убытки с органа по сертификации
Законодательством, а именно 184-ФЗ «О техническом регулировании», за нарушения при оценке соответствия установлена полная ответственность заявителя — производителя или продавца.
Орган по сертификации, конечно, тоже несёт ответственность, однако он всегда ищет, и как правило, находит возможность её избежать. Ведь в большинстве случаев заявители знают, что сертификат будет выдан по принципу “быстро и дешёво” — без испытаний и анализа состояния производства. Они не предоставляют образцы для испытаний и не принимают экспертов для аудита производства. Подобные обстоятельства не позволяют им впоследствии переложить ответственность и, соответственно, убытки на орган по сертификации.
Национальные особенности выбора
Отвечая на вопрос, озвученный в начале статьи, можно выделить несколько факторов, в силу которых российским производителям важно критично относиться к выбору партнёра по сертификации.
Во-первых, надзорные органы и Росаккредитация проверяют обоснованность выдачи разрешительных документов. При этом в России к одному производителю могут прийти инспекторы из разных ведомств, чтобы проверить соблюдение обязательных требований не только технического регулирования, но и требований в сфере санэпиднадзора, защиты прав потребителей и т.д.
Во-вторых, надзорные органы вправе приостановить действие разрешительных документов и даже отменить его — при неустранении нарушений производителем. Также с иском о признании сертификата (или декларации) недействительным могут обратиться потребители и, что совсем не радует, конкуренты.
В-третьих, в случае «отмены» разрешительного документа производитель несёт убытки, в два-три раза превышающие стоимость несертифицированной продукции, а разделить их с органом по сертификации весьма проблематично.
Выход один — выбрать партнёра, который досконально разберётся в вашей ситуации и предложит оптимальное, учитывающее все особенности вашего производства решение в рамках нормативных требований.
В одном из следующих материалов мы поделимся с Вами своим подходом к выбору органа по сертификации или испытательной лаборатории, и принципами, которыми мы руководствуемся при взаимодействии с потенциальными партнёрами. Следите за нашими анонсами в разделе «Новости» на сайте и в нашем Телеграм-канале.