Расширяя базу знаний о системе технического регулирования в РФ и ЕАЭС, нельзя не рассказать об одном из главных действующих лиц этой системы — Федеральной службе по аккредитации. Она же Росаккредитация, она же ФСА.
История создания Росаккредитации
Росаккредитация была основана Указом Президента РФ №86 от 24 января 2011 года «О единой национальной системе аккредитации». Как следует из названия, этим указом утверждалась вся система аккредитации, одним из элементов которой и является ФСА. Курировать эту систему было назначено Министерство экономического развития РФ.
Само Положение о Федеральной службе по аккредитации, описывающее её полномочия и структуру, было утверждено спустя 9 месяцев Постановлением Правительства РФ №845 от 17 октября 2011 года.
До этого момента функции по аккредитации органов и лабораторий были распределены по различным федеральным службам, в зависимости от отрасли продукции (Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росжелдор, Россвязь). Понятно, что в такой ситуации не могло быть и речи о какой-то унифицированной и единой системе: многие требования к аккредитованным лицам дублировались и были избыточными, ведомства практически никак не согласовывали эту работу между собой.
Разумеется, подобный подход был крайне неэффективен, а потому не мог серьёзно применяться в рамках формировавшейся тогда системы технического регулирования уже Таможенного союза.
Необходимость передачи функций по аккредитации отдельной структуре была очевидна. И такой структурой стала Росаккредитация, унаследовав эти функции от разных ведомств, о чём гласит 2-й пункт Постановления №845:
Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору [..] Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства связи, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального агентства железнодорожного транспорта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Спустя 2 года, 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который и по сей день является основным (но далеко не единственным) документом, регулирующим деятельность Росаккредитации.
В июле 2021 года в связи со ступлением в силу 248-ФЗ о контроле и надзоре в 412-ФЗ были внесены изменения законом 176-ФЗ, а также вступили в силу Постановление Правительства №1002 и Приказ Минэкономразвития №300, устанавливающие положение о федеральном контроле за аккредитованными лицами и перечень индикаторов риска к нему.
Сегодня в национальной системе аккредитации задействовано более 10 000 участников и содержатся сведения о 4 000 000 разрешительных документов (и каждый день оформляется по несколько тысяч).
Реестры Росаккредитации
В соответствии с Договором о ЕАЭС, национальные органы по аккредитации обязаны вести и администрировать национальные части реестров выданных разрешительных документов и аккредитованных лиц. Данные из этих национальных реестров затем стекаются в соответствующий общий реестр ЕАЭС, администрируемый уже Евразийской экономической комиссией.
Соответственно, в России национальную часть реестра администрирует ФСА с помощью Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росаккредитации).
Однако, публичные реестры — это только "вершина айсберга" данной системы. В реальности же в ней отражено всё: не только разрешительные документы и аккредитованные лица, но и протоколы испытаний, эксперты по аккредитации, средства измерений, испытательное и метрологическое оборудование…
Ну и, разумеется, во ФГИС Росаккредитации содержится вся информация не только о евразийских, но и национальных разрешительных документах и аккредитованных лицах.
Знак Росаккредитации
В сентябре 2019 года Росаккредитация провела свой "ребрендинг", в ходе которого у неё сменился логотип. Но на самом деле изменился не просто логотип, а изменилось позиционирование и акценты: до этого во главе угла стояла Росаккредитация, как орган власти, теперь же акцент сместился на национальную систему аккредитации (НСА), в которой Росаккредитация выступает администратором, но полноправными участниками которой являются все аккредитованные лица.
Новый логотип национальной системы аккредитации утверждён Приказом Минэкономразвития №283 от 22 мая 2014 года (если быть точным, то Приказом №89 от 27 февраля 2019 года, который вносил соответствующие изменения в Приказ №283).
Постановление № 300 Росаккредитации
Отдельно стоит упомянуть этот документ, потому что он значительно расширил полномочия Росаккредитации. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ №300 от 21 марта 2019 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Самыми ощутимыми для рынка стали изменения в Постановление Правительства РФ №360 от 30 марта 2017 года «О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц». А именно один из трёх новых абзацев в п.13, наделяющий Росаккредитацию новыми полномочиями — не просто прекращать аккредитацию лица, а переводить в архив все результаты его деятельности за определённый период.
Проще говоря, Росаккредитация получила право отменять сертификаты и декларации, если есть основания полагать, что они были выданы с нарушениями, и нет возможности это проверить:
При невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации проверки в отношении лица, ранее аккредитованного в национальной системе аккредитации, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности аккредитованного лица была внесена им в федеральную государственную информационную систему [..] без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, Служба принимает решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра. Если период, в который информация о результатах деятельности аккредитованного лица вносилась им в реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, достоверно установить невозможно, в архивную часть реестра переводятся сведения за период, равный одному году с даты принятия соответствующего решения.
Новые правила регистрации сертификатов
С 3 июля Росаккредитация ограничила техническую возможность для органа зарегистрировать сертификат соответствия во ФГИС, если до этого испытательная лаборатория не внесла в неё протоколы испытаний по этому сертификату.
Раньше лаборатория проводила испытания и выдавала протоколы на руки органу, а тот уже сам добавлял их к сведениям о сертификате в ходе его регистрации. Сами протоколы регистрировались затем постфактум.
Теперь же лаборатория должна сначала сама зарегистрировать протоколы во ФГИС Росаккредитации, а затем уже орган, регистрируя сертификат, должен указать эти протоколы в качестве доказательной базы по сертификату — и только тогда система его зарегистрирует.