8 марта 2022 года вступил в силу 46-ФЗ 📄 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В данном федеральном законе содержатся меры поддержки граждан и бизнеса в условиях внешних экономических санкций. Причём, он не столько описывает конкретные меры, сколько закрепляет за органами власти право эти меры вводить.
Запись прошедшего 29 марта вебинара, посвящённого особенностям оценки соответствия продукции по Постановлению 353:
В числе прочего он расширяет полномочия Правительства РФ в сфере сертификации, декларирования и других форм подтверждения соответствия продукции (пункт 1 статьи 18):
1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:
1) особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия;
Проще говоря, Правительство РФ теперь официально может изменить как саму процедуру обязательной оценки соответствия, так и этапы в ней (ввоз образцов, проведение испытаний, нанесение маркировки).
UPD. И 14 марта эти изменения вступили в силу
Речь идёт о Постановлении Правительства 353 📄 от 12 марта 2022 года «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», которое было опубликовано на российском правовом портале 14 марта и вступило в силу со дня публикации.
Оно затрагивает все сферы разрешительной деятельности в России: от оборота медицинских изделий и обслуживания военной техники до охраны окружающей среды и правил недропользования.
Подробная информация по каждой сфере собрана в отдельных приложениях к постановлению. Особенности оценки соответствия продукции собраны в приложении 18, и ниже мы кратко изложили содержание всех десяти пунктов этого приложения (нумерация сохранена).
Некоторые из них повторяют временные "ковидные" меры при сертификации, но некоторые действительно кардинально меняют процедуру. Например, пункт 6, как раз позволяющий оформить декларацию о соответствии вместо сертификата (но с множеством оговорок).
Особенности оценки соответствия продукции по Постановлению 353
-
Постановление 353 распространяется на продукцию, выпускаемую в обращение на территории РФ и подлежащую обязательной оценке соответствия по техническим регламентам и (или) 184-ФЗ «О техническом регулировании»
-
Инспекционный контроль, который необходимо провести в 2022 году, можно провести дистанционно или перенести на 6 месяцев.
-
Если срок действия разрешительных документов истекает в период с 14 марта (вступление в силу Постановления 353) до 1 сентября 2022 года — то он продлевается на год.
-
Ввоз продукции осуществляется с учётом следующих особенностей:
-
а) можно не предоставлять при ввозе разрешительные документы на:
-
запчасти для выпущенной в обращение в РФ продукции,
-
компоненты / сырьё для производства на территории РФ,
-
единичный экземпляр для собственных нужд;
-
б) при ввозе на таможне можно предоставлять сведения о разрешительных документах, а не сами их оригиналы;
-
в) можно не подтверждать таможне право пользования зарегистрированными сертификатами соответствия и декларациями о соответствии на серийный выпуск.
-
До 1 сентября 2024 года можно ввозить продукцию, предназначенную для обращения на рынке РФ, без нанесения на неё знака обращения на рынке (неважно, ЕАС или РСТ). Однако его надо нанести до реализации.
-
Если продукция подлежит обязательной оценке соответствия в форме сертификации или декларирования с участием аккредитованной испытательной лаборатории, то с 21 марта 2022 до 1 сентября 2024 года (в редакции Постановления 1133 📄 от 10 июля 2023 года) допускается ввозить и выпускать в обращение такую продукцию, проводя оценку соответствия в форме декларирования на основе собственных доказательств, учитывая следующие особенности:
-
а) оценке соответствия подлежит партия или единичное изделие;
-
б) заявитель — резидент РФ;
-
в) комплект документов включает в себя:
-
копию контракта и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию;
-
копию эксплуатационных документов;
-
описание принятых технических решений и результатов оценки рисков;
-
список стандартов;
-
иные документы, в том числе иностранные сертификаты и протоколы испытаний;
-
г) иностранные документы, послужившие основаниями для принятия декларации, сопровождаются переводами на русском;
-
д) декларация, оформленная с учётом настоящих особенностей, регистрируется во ФГИС Росаккредитации;
-
е) срок действия такой декларации — 6 месяцев;
-
ж) выпущенная в обращение в РФ таким образом продукция не маркируется знаком ЕАС;
-
з) для свободного обращения этой продукции в других странах ЕАЭС необходимо выполнять стандартную процедуру оценки соответствия, предусмотренную техрегламентом, и наносить знак ЕАС;
-
и) при ввозе в таможенный орган сообщается только регистрационный номер декларации.
-
Минпромторг утверждает перечень исключений — продукции, для которой нельзя оформить декларацию по вышеописанным условиям.
-
Из партии продукции, ввезённой по такой декларации, можно отбирать образцы для проведения испытаний в аккредитованной лаборатории.
-
До 1 марта 2023 года код GLN (или координаты ГЛОНАСС) указывается по выбору заявителя.
-
До 1 сентября 2022 года не применяются правила признания недействительными протоколов испытаний (утверждённые Постановлением 934) и правила приостановки, прекращения действия и признания недействительными сертификатов и деклараций (утверждённые Постановлением 936).
-
Приостановка действия и признание недействительной "упрощённой" декларации о соответствии проводится по правилам в приложении 18 к Постановлению 353.
UPD. 5 апреля вступил в силу перечень исключений по пункту 7
5 апреля 2022 года вступил в силу Приказ Минпромторга 1003 📄 от 25 марта 2022 года, утверждающий перечень исключений, упомянутый в пункте 7 — продукции, на которую нельзя оформить упрощённую декларацию о соответствии.
Приказ 1003 действовал до 1 сентября 2022 года. Он неоднократно изменялся. актуальную редакцию Перечня исключений из схемы “упрощённого декларирования” смотрите в
UPD. Постановление Правительства 1133 от 10 июля 2023 года
Постановление 1133 установило новые сроки и дополнительно изменило схему “упрощённого” декларирования:
- Заявитель сам решает, надо ли размещать информацию об “упрощённой” декларации на сайте ФГИС «Росаккредитация». Продукцию, сведений о декларации которой нет в открытом доступе, нельзя продавать населению для личного пользования, в том числе по розничным договорам купли-продажи.
- Если заявитель разрешит опубликовать сведения об “упрощённой” декларации на сайте ФГИС Росаккредитации, то до окончания срока её действия он должен подтвердить соответствие продукции в форме сертификации или декларирования по стандартным правилам.