Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос — подлежат ли оценке соответствия запчасти?
На первый взгляд, ответ прост — запасные части не подлежат обязательной сертификации и декларированию, если ввозятся для ремонта оборудования, которое уже прошло процедуру подтверждения соответствия.
И, в целом, этот ответ правильный. Но почему тогда таможенные органы с завидным постоянством продолжают запрашивать у импортёров разрешительные документы на ввозимые запчасти?
Давайте разбираться.
Нормативная база
Если говорить о ввозе запасных частей и комплектующих, то они исключены из процедуры обязательного подтверждения соответствия
6. Подтверждение соблюдения мер технического регулирования в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка не требуется в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, если такая продукция является:
<...>
д) запасными частями, которые ввозятся (ввезены) уполномоченным иностранным изготовителем готовой продукции лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее ввезенной либо ввозимой указанным лицом на таможенную территорию Союза готовой продукции, а также изготовителем государства-члена либо уполномоченным им лицом для обслуживания и (или) ремонта ранее произведенной и выпущенной в обращение готовой продукции, в отношении которой подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенный орган документов об оценке соответствия готовой продукции (в том числе с истекшим сроком действия), требующей обслуживания и (или) ремонта, и (или) сведений о таких документах.
Запасными частями следует считать отдельные детали, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же частей в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на таможенной территории Союза в ходе коммерческой деятельности;
е) комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на таможенной территории Союза, которые ввозятся (ввезены) изготовителем такой продукции либо уполномоченным им лицом для производства (изготовления) продукции исключительно для целей декларанта (если иное не установлено техническим регламентом Союза) при условии наличия у декларанта документа, подтверждающего совершение сделки, а в случае отсутствия сделки - при наличии у декларанта документа, подтверждающего право владения, пользования и (или) распоряжения такими комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами <...>
Кроме Решения 130, надо всегда смотреть ещё требования конкретных техрегламентов. Например, в ТР ТС 010 / 2011 «О безопасности машин и оборудования» в статье 7 «Оценка соответствия» сказано, что запасные части не подлежат подтверждению соответствия:
Машины и (или) оборудование, бывшие в эксплуатации, или изготовленные для собственных нужд их изготовителей, а также комплектующие изделия и запасные части к машинам, используемые для ремонта (технического обслуживания) машин и (или) оборудования, не подлежат подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
На конечный продукт должен быть разрешительный документ
Таковая позиция государственного регулирования. Непосредственно в такой формулировке она, конечно, нигде не встречается, но её можно чётко отследить в трёх статьях Закона «О защите прав потребителей»:
-
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе [..] и о товарах [..]
-
Статья 9. Информация об изготовителе [..]
-
Статья 10. Информация о товарах [..]
При покупке конкретного товара покупателю должна быть гарантирована безопасность именно этого конкретного товара. Официально подтвердить эту безопасность производитель может только одним способом — оформив на этот товар соответствующий разрешительный документ.
По этой же причине (что разрешительный документ должен быть оформлен на конечный продукт) необходимо оформлять декларацию о соответствии средств связи на каждую единицу продукции, в которой есть модули связи, а не только на сами эти модули.
Если это запчасти — надо доказать, что это запчасти
И вот мы, наконец, подошли к самому главному.
Чтобы у таможни (и не только у неё) не возникало вопросов,почему на Ваши запасные части не нужны разрешительные документы, надо доказать ей, что это исключительно запасные части, предназначенные исключительно для ремонта или обслуживания.
Как это сделать? Вопрос индивидуальный, и общих рекомендаций дать нельзя. Единственное, что точно должно быть учтено — чтобы из представленной технической документации (как правило, это взрыв-схема) было понятно, что вот эти запчасти применяются только вот в этом оборудовании.
В рамках сертификационного сопровождения мы готовим для наших клиентов подобные разъяснения, зачастую не дожидаясь официальных запросов таможни. И если Вам предстоит ввозить запчасти для своего оборудования, и они могут подпадать под требования техрегламента, как самостоятельная продукция — то рекомендуем также заранее озаботиться этим вопросом.