— Хотел у тебя спросить. Тут такое дело…
— Тебе совет или консультацию?
— А в чём разница?
— Совет бесплатный, консультация за деньги.
— Совет, конечно!
— Мой тебе совет: возьми консультацию.
Сегодня хотелось бы поговорить о советах по подтверждению соответствия продукции. Попробуем объяснить, где эти советы лучше всего спрашивать, и как потом отличить хорошие полученные советы от плохих.
Уточним, речь идёт не об ответах со ссылками на актуальные законодательные акты, а именно о советах, как Вам поступить в той или иной ситуации. Потому что именно такие советы, как правило, и оказываются вредными. Без кавычек.
Итак, у Вас возникла сложная ситуация, и Вы хотите спросить совета по ней. Прежде, чем Вы это сделаете, ответьте для себя на несколько простых вопросов:
Где Ваш текущий подрядчик?
Признаемся, мы каждый раз искренне недоумеваем, когда к нам обращаются держатели разрешительных документов с вопросами именно по этим разрешительным документам. И каждый раз мы задаём им этот вопрос.
Потому что за выдачу любого разрешительного документа в конечном итоге ответственно определённое лицо. Как правило, аккредитованное. Соответственно, и все вопросы, связанные с этим документом, должны быть направлены в первую очередь туда. В противном случае — это всё равно, что вылечить зуб у одного стоматолога, а потом прийти к другому и спросить: «Почему меня лечили вот так?»
Ещё понятны ситуации, когда аккредитованное лицо, выдавшее документы, больше таковым не является, и поэтому заявитель ищет нового подрядчика. Иначе такое поведение заявителя говорит либо о том, что к текущему подрядчику нет доверия, либо о том, что консультации не входят в стоимость его работы (поэтому от любых разговоров с заявителем после оформления документов он старается уклониться).
Единственное исключение — это когда Вы только начинаете работу с новым партнёром и хотите проверить его. В этом случае независимое экспертное мнение будет только полезно (при условии, что оно действительно экспертное и независимое).
В общем, задумайтесь: может быть, за Вашим маленьким вопросом на самом деле стоит большое желание поменять партнёра по подтверждению соответствия?
Вы уверены, что Вам здесь хотят помочь?
Вопрос этот больше не про советчиков, а про места их обитания. Как правило, это тематические форумы, чаты в мессенджерах или группы в социальных сетях.
В самом по себе существовании подобных сообществ нет ничего плохого. Однако, со временем многие из них превращаются из площадок для обсуждений в площадки для объявлений, где на любой вопрос вместо ответов сыплются лишь комментарии с контактными данными вида «обращайтесь к нам, всё объясним».
Поэтому, прежде чем где-то задавать свой вопрос, убедитесь, что делаете это в правильном месте.
Компетентен ли советчик?
Здесь вопрос стоит разделить на два: во-первых, компетентен ли советчик вообще, а, во-вторых, компетентен ли он именно в Вашей ситуации. К сожалению, универсальных рекомендаций нет ни для одного из этих вопросов.
В принципе, с общей компетентностью более-менее понятно. Как правило, на любом форуме (в чате / группе) есть свои "старички", которые являются специалистами в той или иной области. Здесь лишь важно не перепутать количество с качеством: если человек отвечает на много вопросов, то это не значит, что все его ответы правильные и хорошие.
А компетентность конкретного ответчика в конкретном вопросе — это большая загадка. Если даже допустить, что он реально сталкивался с ситуацией, похожей на Вашу (что уже само по себе редкость), то со временем могло измениться законодательство или правоприменительная практика. Как следствие, ценность советов в духе «делайте вот так, потому что я так делал, и у меня получилось» стремится к нулю.
Какая у советчика ответственность?
Ответ очевиден — никакой. И здесь нагляднее всего заметна разница между советчиком и консультантом.
Результат любой консультации (по крайней мере, у нас) — это разъяснения по определённому вопросу, которые, при необходимости, мы готовы оформить в виде официального заключения с подробным обоснованием.
Результат любого совета — это слова. Даже если они правильные и мудрые, они всё равно лишь слова, подкреплённые в лучшем случае честным словом советчика. Эти слова не направить в качестве ответа на запрос официального ведомства или даже партнёра по бизнесу.
Поэтому, если у Вас непростая ситуация, на которую нет ответа в явных формулировках законодательства, то ищите не советчиков, а консультантов. Не тех, у кого есть мнение, а тех, у кого есть позиция. Которую они могут обосновать, и которую готовы будут отстаивать.
Готовы ли Вы узнать правду?
Так уж устроено наше человеческое мышление, что лёгкий и понятный ответ нам проще принять, чем сложный и неоднозначный. В любой ситуации нам хотелось бы получить простой ответ в духе «ничего не будет, потому что...» или «будет штраф из-за того, что...» Но что делать, если ситуация сложная, и её развитие зависит от множества факторов? А ведь именно такие ситуации чаще всего и случаются.
И здесь мы хотим Вас предостеречь от того, чтобы вместо поисков серьёзных консультантов и детального разбора ситуации Вы успокоились, услышав заветное «всё будет хорошо».
За это, кстати, нас "не любят" некоторые наши новые клиенты. Потому что вместо простых ответов на простые, казалось бы, вопросы мы начинаем давать сложные разъяснения и обрисовывать варианты развития ситуации.
Но именно за это нас любят наши старые клиенты. Потому что после работы с нами у них пропадает вера — и появляется уверенность.