Читайте также: Отбор проб и образцов для испытаний
30 января 2022 года вступило в силу Решение Совета ЕЭК 130 📄 от 12 ноября 2021 года «О Порядке ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории ЕАЭС». Документ отменил действовавшее ранее Решение Коллегии ЕЭК 294 от 25 декабря 2012 года.
Разбираемся, как правильно ввезти образцы для испытаний в существующих нормативных реалиях.
Что говорит закон?
Департамент технического регулирования и аккредитации и Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК дали разъяснения по Решению 130 📄 на сайте Евразийской экономической комиссии. Мы не будем их здесь пересказывать — Вы можете сами ознакомиться с оригиналом.
Помимо Решения 130, стоит упомянуть межгосударственный стандарт ГОСТ Р 58972-2020 📄 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия» — в нём указано, кто и где именно должен производить отбор образцов.
И обязательно стоит заглянуть ещё в перечень стандартов по каждому конкретному техрегламенту, потому что для определённой продукции могут существовать какие-то свои требования или ограничения.
В любой непонятной ситуации лучше изучать первоисточник — текст нормативного документа. А мы попробуем донести логику процесса отбора образцов и проведения испытаний, чтобы Вам было проще в нём ориентироваться.
Всё начинается с решения по заявке
Именно в решении по заявке (в случае, если это решение положительное, разумеется) содержится вся информация о необходимом количестве и виде образцов, необходимых для подтверждения соответствия заявленной продукции.
Так как все заявки разные, то и количество образцов может быть разное, поэтому всегда принимается индивидуальное решение. Принимается тем, кто руководит отбором образцов (при сертификации — орган, при декларировании — заявитель).
Образцы для испытаний — это только образцы для испытаний
Любые ввозимые образцы оформляются исключительно для внутреннего потребления. Это значит, что единственное, что с ними сможет сделать импортёр — отправить их на испытания, после которых эти образцы скорее всего будут уничтожены (юридически — точно). То есть, их нельзя будет потом продать / сдать / передать третьим лицам.
Это справедливо и для тех образцов, что были отобраны из уже ввезённой партии — как только они стали "образцами", они перестали быть "товарами".
Более того! Если Вам говорят, что образцы после испытаний можно будет использовать, то это повод задуматься — а будут ли испытания? Если выяснится, что образцы "уцелели" после испытаний, которые должны были быть разрушающими — то это прямая дорога разрешительных документов в архив за нарушение правил обязательной сертификации.
Условный выпуск — быть или не быть?
Существует два принципиально разных логистических подхода по ввозу продукции и образцов:
- Ввоз сначала только образцов для внутреннего потребления, проведение испытаний, получение разрешительного документа, затем ввоз и реализация основной партии продукции.
- Ввоз всей партии продукции и помещение её под условный выпуск, отбор образцов из партии, проведение испытаний, получение разрешительного документа, предоставление его в таможню и, наконец, реализация продукции.
Нельзя определённо сказать, какой из этих вариантов лучше. Их вообще нельзя сравнивать, ибо они совершенно разные, и принимать решение необходимо по конкретной продукции в конкретной ситуации.
Однако, при условном выпуске у импортёра появляется обязательство в течение 45 дней предоставить разрешительные документы, которые орган не всегда успевает оформить. Учитывая реалии последних дней (органы закрываются, документы аннулируются), ситуации, когда документы не успевают оформить, возникают всё чаще.
В лучшем случае, это чревато для импортёра перемещением условно выпущенных товаров обратно на СВХ и ходатайствами о продлении сроков условного выпуска, в худшем — отказом в выпуске и делом об административном правонарушении.
Поэтому мы рекомендуем тщательно взвешивать все риски и по возможности избегать условного выпуска. Но, повторимся: всё очень индивидуально, а потому решение надо принимать по конкретной ситуации.
В настоящее время образцы в России можно отобрать из партии по упрощённому декларированию
Правительство РФ в своём Постановлении 353 📄 от 12 марта 2022 года смягчило разрешительные режимы по некоторым видам деятельности, чтобы не допускать товарного дефицита и роста цен в условиях внешних санкций.
До 1 сентября 2023 года допускается ввозить и выпускать в обращение продукцию, которая подлежит декларированию или сертификации, проводя упрощённое декларирование на основе собственных законодательств. Особенности такого порядка установлены в пункте 6 приложения 18 к Постановлению 353.
Но есть ограничения.
Во-первых, упрощённое декларирование доступно только для партии или единичного экземпляра.
Во-вторых, воспользоваться им могут только заявители — резиденты РФ. И исключительно на территории России. В прочих странах ЕАЭС придётся выполнять стандартную процедуру.
И, наконец, не все товары можно ввезти по упрощённой декларации. Минпромторг утвердил перечень исключений из Постановления 353.
Если Вы не подпадаете под ограничения, то вполне можете ввезти в Россию партию товара, подлежащего сертификации, по упрощённой декларации. И уже из неё отобрать образцы для испытаний.