21 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон 460-ФЗ от 22 декабря 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" и Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей""».
Рассказываем, что это за изменения, и как они повлияют на жизнь заявителей.
Изменения в 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Если вкратце, то самые ощутимые нововведения следующие:
- В законе теперь официально закреплено понятие эксперта-аудитора, прописаны его полномочия и обязанности.
- Закрепляются понятия недействительности деклараций и сертификатов соответствия.
- Явно прописываются полномочия и обязанности национального органа по аккредитации. Нельзя сказать, что полномочий у него стало сильно больше, но сам факт — они прописаны уже не во внутреннем приказе или распоряжении, а в федеральном законе.
- Сведения о проведении инспекционного контроля должны указываться в реестре сертификатов соответствия, а отсутствие таких сведений — основание для отмены сертификата.
- Сертификат можно будет передавать в другой орган по сертификации для проведения инспекционного контроля.
Дальше подробно рассмотрим конкретные изменения в конкретные статьи 184-ФЗ, в которых всё это описано.
Статья 2. Основные понятия
К определениям, используемым в законе о техническом регулировании, 460-ФЗ добавляет ещё три:
недействительность декларации о соответствии — основание для прекращения органом государственного контроля [..] декларации о соответствии в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии [..];
недействительность сертификата соответствия — основание для прекращения органом [..] действия сертификата соответствия в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие сертификата соответствия прекращается с момента внесения сведений о признании сертификата соответствия недействительным в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;
эксперт-аудитор — физическое лицо, которое является работником органа по сертификации, обладает знаниями и навыками проведения работ по подтверждению соответствия в определённой области, включено в единый реестр экспертов-аудиторов и участвует в работах по обязательной сертификации, выполняемых органом по сертификации.
Статья 19. Принципы подтверждения соответствия
В статью 19 добавляется ещё один принцип подтверждения соответствия, основанный на независимости эксперта-аудитора:
1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов: [..]
независимости эксперта-аудитора от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей, при проведении работ по сертификации.
Статья 23. Обязательное подтверждение соответствия
В статье 23 расширяется пункт 3, и к положению о действии разрешительных документов:
3. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации
добавляются положения о формировании и ведении реестров разрешительных документов:
Порядок формирования и ведения реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанным порядком предусматриваются в том числе правила определения предельного объема сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации.
Организация формирования и ведения реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии осуществляется национальным органом по аккредитации.
При формировании и ведении реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии должны быть обеспечены механизмы резервного копирования и восстановления содержащихся в нем сведений.
Сведения, вносимые в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, должны подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.
Статья 24. Декларирование соответствия
Во-первых, теперь форму декларации и состав сведений в ней федеральный орган исполнительной власти утверждает не единолично, а по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными лицами (п.5):
5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: [..]
Форма декларации о соответствии и состав сведений, содержащихся в декларациях о соответствии, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во-вторых, актуализированы порядок регистрации деклараций в публичном реестре (п.6) и обязанности заявителя по предоставлению доказательственных материалов (п.7):
6. Оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя либо уполномоченного заявителем лица декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и начинает действовать с момента присвоения ей регистрационного номера.
7. Заявитель обязан представить регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В-третьих, описаны моменты, которые должны быть предусмотрены порядком прекращения действия деклараций о соответствии (п.8):
8. Регистрация, приостановление, возобновление, прекращение действия деклараций о соответствии, признание их недействительными осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанным порядком предусматриваются в том числе:
случаи принятия органами государственного контроля [..] решений о приостановлении, возобновлении, прекращении действия деклараций о соответствии, признании их недействительными;
сроки принятия органами государственного контроля [..] решений о приостановлении, возобновлении, прекращении действия деклараций о соответствии, признании их недействительными;
порядок информирования заявителей, приобретателей, в том числе потребителей, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия деклараций о соответствии, признании их недействительными.
Статья 25. Обязательная сертификация
Изменения в эту статью очень интересны, и чем дальше — тем интереснее.
Во-первых, уточняется, что срок действия сертификата соответствия считается именно по информации из реестра (а не той, что на бумажном бланке), и что состав сведений в сертификате федеральный орган исполнительной власти должен согласовывать с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными органами (п.2):
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесёнными в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, приоритет имеют сведения, внесённые в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
Форма сертификата соответствия и состав сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Во-вторых, добавляются требования к проведению инспекционного контроля и порядок отмены сертификатов в случаях, если инспекционный контроль не будет проведён в установленный срок (пункт 2_1):
2_1. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (далее — инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля [..] или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в реестр [..] сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в реестр [..]. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.
В случае прекращения в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция может находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без проведения новых процедур по оценке соответствия при условии, что данная продукция произведена до даты прекращения действия указанного сертификата соответствия.
В-третьих, предусматривается возможность передачи сертификата соответствия на серийный выпуск другому органу (!) для проведения последним инспекционного контроля в случаях прекращения аккредитации органа, изначально выдавшего сертификат:
2_2. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель вправе заключить договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.
Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
Статья 26. Организация обязательной сертификации
В статье 26, во-первых, расширяется (правильнее будет сказать: детализируется) спектр полномочий и обязанностей сертификационного органа в ходе процедуры сертификации (п.2):
2. Орган по сертификации: [..]
несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технического регламента и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия;
осуществляет инспекционный контроль, если инспекционный контроль предусмотрен соответствующими техническим регламентом, схемой обязательной сертификации и (или) договором о проведении инспекционного контроля, в случае поступления от органов государственного контроля (надзора) информации о претензиях к безопасности продукции либо в случае, если поступившая информация ставит под сомнение результаты ранее принятого решения по сертификации продукции;
осуществляет оценку заявителя на соответствие положениям технического регламента, определяющим круг заявителей для конкретного объекта подтверждения соответствия;
рассматривает информацию органа государственного контроля (надзора) о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия либо об отсутствии такой необходимости и направляет в орган государственного контроля (надзора) в течение десяти рабочих дней мотивированный ответ с результатами рассмотрения указанной информации;
исполняет предписание органа государственного контроля (надзора) либо национального органа по аккредитации о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия;
в течение трёх рабочих дней со дня заключения с заявителем договора о передаче сертификата соответствия в случае, установленном пунктом 2_2 статьи 25 настоящего Федерального закона, представляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации;
обладает иными правами и обязанностями в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Во-вторых, добавляется четыре подпункта (2_1 - 2_4), описывающие положения о работе вышеупомянутых экспертов-аудиторов:
2_1. Для проведения работ по обязательной сертификации орган по сертификации привлекает экспертов-аудиторов.
2_2. Эксперт-аудитор:
выполняет работы по обязательной сертификации;
соблюдает требования законодательства о техническом регулировании;
подписывает сертификат соответствия.
2_3. Порядок подтверждения компетентности эксперта-аудитора, а также требования к экспертам-аудиторам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2_4. Порядок формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов устанавливается Правительством Российской Федерации. Организацию формирования и ведения единого реестра экспертов-аудиторов осуществляет национальный орган по аккредитации.
В-третьих, подробно указывается, какие процедуры должен предусматривать порядок отмены сертификатов соответствия (п.3):
3. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанным порядком предусматриваются в том числе:
случаи и сроки принятия органами государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, национальным органом по аккредитации решений о приостановлении, возобновлении, прекращении действия сертификатов соответствия, признании их недействительными;
особенности прекращения действия сертификатов соответствия, признания недействительными сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации, аккредитация которых была прекращена либо область аккредитации которых была сокращена (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации) в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
порядок информирования органов по сертификации, заявителей, приобретателей, в том числе потребителей, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия сертификатов соответствия, признании их недействительными.
Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)
Изменения небольшие, но красноречивые — национальный орган по аккредитации может отменять не только аккредитацию, но и оформленные документы:
1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
2. В случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, национальный орган по аккредитации принимает решение о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности.
Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора)
Органы государственного контроля и надзора теперь, помимо прочих своих полномочий, оставшихся без изменений, теперь также наделены правом отменять разрешительные документы (п.1):
1. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе: [..]
принимать решение о приостановлении, прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии, признании их недействительными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Изменения в Закон «О защите прав потребителей»
Если быть точным, федеральный закон 460-ФЗ вносит изменения в федеральный закон 425-ФЗ, который вносит изменения в статью 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», содержащую положения о качестве товара и услуги.
Изменения заключаются в том, что 425-ФЗ добавляет в эту статью пункт 4_1, касающийся предустановленного программного обеспечения на некоторых товарах:
4_1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации.
460-ФЗ добавляет в этот пункт ещё один (третий) абзац:
Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
И актуализирует срок вступления в силу 425-ФЗ, который должен был вступить в силу 1 января 2021 года:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2021 года, за исключением абзаца третьего статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Абзац третий статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2021 года.