Материал этой статьи основан на нескольких похожих случаях из нашей практики, когда к нам за сертификацией обращались производители различной электроники, которая комплектуется зарядными устройствами.
У всех них мы спрашивали, собираются ли они оформлять сертификат на зарядку отдельно или вместе с основным девайсом. И первая реакция многих из них на предложение сертифицировать зарядку отдельно — удивление в духе: «А так можно было?»
Можно. И в этой статье расскажем о том, почему можно, и когда нужно.
Нормативная база
Первый ключевой момент содержится в тексте ТР ТС 004, а именно в определении продукции, на которую он распространяется (статья 1, п.1):
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.
Исходя из этого определения, если "убрать" зарядку из комплектации, то останется только устройство с аккумулятором, рабочее напряжение которого 75 вольт, очевидно, не превышает. Т.е. на само это устройство не будут распространяться требования ТР ТС 004, только ТР ТС 020 и иногда ТР ЕАЭС 037.
Таким образом, у Вас могут быть оформлены следующие документы:
-
на зарядку — сертификат по 004 и 020 техрегламенту и декларация по 037;
-
на само устройство — сертификат или декларация по 020 техрегламенту (и, возможно, декларация по 037).
Второй ключевой момент — перечень продукции, подлежащей сертификации по ТР ТС 020 из Приложения 3 к техрегламенту. Особенно здесь интересует продукция, которая как раз в этот перечень не попадает, а потому подлежит не сертификации, а декларированию.
Плюс, не стоит забывать, что единственная форма оценки соответствия по ТР ЕАЭС 037 — это также декларирование.
В итоге можно оформить один сертификат вместо нескольких
Но только если само устройство без зарядки подлежит декларированию, а не сертификации, конечно же.
Поясним на примере. Предположим, у производителя есть три разные модели устройств, с которыми используется одна и та же зарядка. И все эти устройства без зарядки подпадают под декларирование по ТР ТС 020.
Если он сертифицирует устройства вместе с зарядками, то у него будет три действующих сертификата соответствия. И, как следствие, он обязан будет проходить три инспекционных контроля в год (а стоимость каждого, напомним, сопоставима со стоимостью нового сертификата).
Если же он оформит отдельно сертификат на зарядку, а на устройства декларации, то у него будет уже один сертификат и три декларации. И это значит, что ежегодный инспекционный контроль также будет только один.
Выгода налицо, притом, что требования законодательства полностью соблюдены.
Стоит ли всегда сертифицировать зарядное устройство отдельно?
Разумеется, все ситуации индивидуальны, и однозначного ответа здесь нет, но исходить нужно из следующих факторов:
Во-первых, необходимо понимать целесообразность выделения зарядки в отдельный артикул. Например, если планируется ввозить зарядки отдельно от устройств (или наоборот), то разделить их будет весьма выгодно, дабы не иметь проблем с таможней, которая может не принять документ на "комплект" при ввозе его "частей".
Во-вторых, критично важна форма оценки соответствия самого устройства без зарядки. Если это декларирование — всё очевидно. Если сертификация — нужно ещё внимательно изучить все остальные бизнес-нюансы производителя.
Возможно, оформить отдельно два сертификата (и на устройство, и на зарядку) именно в Вашей ситуации будет более оптимальным решением, чем один сертификат на всё вместе.
Наконец, стоит помнить, что зарядка должна быть "отделима" от устройства не просто физически, а на уровне технической документации. Проще говоря, если завод производит только модель «устройство с зарядкой», то он не сможет получить сертификат на «устройство» или на «зарядку», потому что не производит таких моделей.