Представляем вашему вниманию беседу с одним из ключевых специалистов по сертификации нашей компании Вячеславом Карпычевым. Из интервью Вы узнаете, каким образом Вячеслав пришел в профессию и что мотивирует его в работе, какой подход к решению задач он считает наиболее эффективным и что для него самое сложное. Это интервью станет не только источником полезной информации о сертификации и позволит заглянуть во внутренние процессы нашей компании, но и будет интересно всем, кто стремится к профессиональному росту и успеху в своей области.
Вячеслав Карпычев
Специалист по сертификации • Стаж работы в Агентстве РСТ: 5,5 лет • Окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова по специальности «таможенное дело»
— Вячеслав, как получилось, что после окончания РЭУ им. Г.В. Плеханова по специальности «таможенное дело» Вы стали работать в сертификационном агентстве?
— Агентство РСТ — не первое место моей работы. Параллельно учебе в университете я подрабатывал администратором в зоне повышенной комфортности одного известного кинотеатра. Это место стало настоящей школой общения. Именно там я получил ценный опыт взаимодействия с разными людьми, в том числе со звездами кино и спорта, которые приходили к нам отдохнуть.
Еще одним интересным опытом стала практика по своей специальности, которая проходила в аэропорту Домодедово. Я серьезно рассматривал это направление для дальнейшей работы, но предложенный функционал сильно отличался о того, чем я хотел заниматься. Я стал рассматривать другие варианты и в итоге выбрал иную область.
Получается, когда я начал работать в Агентстве РСТ, у меня уже были минимальные знания о сертификации, полученные во время обучения, плюс опыт общения с клиентами. Это очень помогло мне на старте. Правда, разговор с первым клиентом помню до сих пор, он точно не был простым, но впоследствии мы продолжили работать нормально.
— Ваш фирменный стиль общения с клиентами — спокойный, тихий, уверенный — от природы? Или Вы выработали его со временем?
— По своей сути я человек очень темпераментный, но как раз на первой работе у меня были опытные руководители, у которых я многое перенял и многому научился.
— А развитию каких навыков способствовала работа в Агентстве РСТ?
— Во-первых, благодаря постоянному общению с клиентами, как личному, так и по телефону, я научился хорошо понимать, что из себя представляет собеседник, как лучше построить с ним работу. Во-вторых, при принятии решений я стал отталкиваться от личной ответственности и занимать активную и самостоятельную позицию в большинстве ситуаций.
— С чего начинается взаимодействие с клиентами?
— В нашей работе крайне важно сразу определить, с каким запросом обращается клиент. От этого зависит затраченное с двух сторон время. Если перед нами стоит сложная и комплексная задача, я предпочитаю задавать вопросы, постепенно выясняя, что именно требуется клиенту, как часто у него возникает такая потребность, какие цели стоят перед ним, сможем ли мы ему помочь. Если на другом конце провода чувствуется заинтересованность, то предлагаю личную встречу для более детального обсуждения. Моя задача — предложить клиенту наилучший вариант решения его проблемы, чтобы у него возникло желание обратиться ко мне снова.
Есть другая категория потенциальных клиентов. Они предпочитают быстрые и «экономичные» решения. В таких случаях я озвучиваю, что сокращение стоимости и сроков процедуры ведёт к потере «качества» документа и репутационным рискам. Многие доверяют нашему опыту и делают выбор в пользу предложенного нами решения, но есть и те, кто уходит в поисках более сговорчивых партнёров.
— Как лучше общаться с клиентами?
— В общении с клиентами ключевую роль играют понимание стоящей задачи и правильная оценка ситуации: иногда нужно улыбнуться, иногда лучше промолчать, а иногда требуется быть более строгим. Практически со всеми клиентами мы общаемся на «Вы», но есть несколько человек, с которыми мы на «ты», что позволяет нам открыто обсуждать различные вопросы.
— Какие профессиональные достижения Вы могли бы выделить?
— В процессе работы я много раз выезжал как эксперт-аудитор на заводы, расположенные как в России, так и за рубежом. Если говорить о России, то это свыше десятка командировок в города Подмосковья, Тверской области, а также в Калининград и Набережные Челны. Из зарубежных командировок запомнился анализ состояния производства на заводах, расположенных недалеко от Варшавы и в Познани. На первом предприятии выпускаются эксклюзивные светильники, на втором — бытовая техника.
Можно упомянуть и проработку направления по сертификации программного обеспечения, оформление первым в компании сертификатов транспортной безопасности.
— Что делает эксперт-аудитор во время проведения анализа состояния производства?
— Весь процесс начинается с анализа документации. Мы тщательно изучаем её еще до выезда и выявляем, что требуется исправить и подготовить к самой проверке производства. Наша задача состоит в том, чтобы организовать все наилучшим образом. Непосредственно на производстве мы осматриваем производственные линии, места сборки, технологическую документацию, условия труда и отдыха работников, условия хранения продукции, маркировку (уже на этой стадии, можно сказать, есть ли какие-то проблемы), плюс изучаем порядок обработки брака.
— Каковы плюсы и минусы таких выездных проверок для аудитора?
— Лично для меня выездные проверки имеют только положительные стороны: возможность встретиться с разными интересными людьми, сменить обстановку, увидеть новые производства и сравнить их. Кстати, заметил, что уровень встреч и бесед обычно соответствует уровню и состоянию производства или качеству продукции.
Минусы в проведении аудита могут найти только те, кто не слишком расположен к общению. Ведь при общении с клиентом во время АСП крайне важно, оставаясь доброжелательным и вежливым, настоять на своем мнении, добиться исправления всех недочетов и устранения всех ошибок.
— Кто Ваши основные клиенты?
— Среди клиентов, с которыми я работаю, — крупные производители и дистрибьюторы телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видеоустройств. Мне очень легко находить с ними общий язык, возможно, потому что эти сферы мне самому наиболее интересны.
— Вячеслав, Вы активно представляете компанию на различных мероприятиях, таких как, например, пленарная сессия «Информационные технологии: курс на национальные приоритеты» в рамках форума «Связь-2023». Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями? Как к ним готовитесь?
— Да, конечно, как и все, перед выступлением я чувствую волнение. Однако, во-первых, у меня есть достаточный опыт проведения вебинаров и участия в наших бизнес-завтраках. Во-вторых, я готовлюсь к выступлениям: заранее составляю речь, если тема новая, либо просматриваю материал, если он уже знакомый и есть понимание, в какой последовательности его излагать. Мелочей в подготовке нет. Иногда на результат может повлиять даже образ спикера. В равной мере полезно знать, за кем и перед кем ты выступаешь.
Например, мне не было известно, сколько человек будет на упомянутом мероприятии. Могло быть от 5 до 10, 50 человек, а в итоге в зале на 100 человек все места были заняты. После выступления первых спикеров я понял, что мой доклад заинтересует аудиторию. И это действительно произошло — в зале аплодировали. По итогам мероприятия организаторы предложили нам продолжить сотрудничество и в 2024 году.
— Вы принимали участие в разных мероприятиях: вебинарах, бизнес-завтраках, форумах. Какой формат, на Ваш взгляд, легче всего с точки зрения проведения? Есть мнение, что вебинары в этом плане сложнее — ведущий не получает обратную связь.
— В этом отношении наиболее комфортная атмосфера — на бизнес-завтраке: благодаря личному общению ты сразу видишь реакцию, чувствуешь отдачу. Но и формат вебинаров мне нравится: у аудитории нет возможности прервать ведущего, встать и выйти или начать разговаривать, как это иногда бывает на офлайн-мероприятиях.
Могу сказать, что я спокойно отношусь ко всем видам мероприятий, но если бы была возможность, выбирал бы в зависимости от настроения. Когда чувствуешь много энергии и хочется активности — можно выступить на конференции, хочется чего-то более спокойного — проводишь вебинар, а если возникло желание пообщаться в уютной обстановке, принимаешь участие в бизнес-завтраке.
— Вячеслав, есть задачи, которые Вы предпочли бы делегировать?
— На этот вопрос сложно ответить. Раньше практически всю работу над проектом я вёл самостоятельно. В настоящее время многие операции выполняют коллеги из соответствующих отделов компании.
— Что самое сложное в работе специалиста по сертификации?
— Бывают дни, когда количество входящих телефонных звонков зашкаливает, и на каждый из них специалист затрачивает от нескольких минут до получаса. Это требует значительных энергетических затрат. И в такой день главное — вернувшись домой, продолжить общаться с близкими как ни в чем ни бывало.
По моему мнению, любые возникающие в работе трудности проще преодолеть, когда человек понимает, для чего он это делает. Например, меня мотивируют новые возможности, которые открываются благодаря финансовым результатам.
— Какие возможности для профессионального роста доступны специалистам по сертификации?
— Хорошие возможности для профессионального роста есть внутри компании. Каждый специалист по сертификации работает с клиентами из разных отраслей, может проводить вебинары и бизнес-завтраки, выступать на конференциях, участвовать в создании контента. Если говорить о карьерном росте за пределами компании, то можно продолжить работу в органе по сертификации или перейти на сторону производителя или дистрибьютора.
— Как Вы отслеживаете изменения в законодательстве?
— О значительных изменениях узнаю из корпоративных источников информирования. Кроме того, я подписан на рассылки «Альта-Софт» и «Ростеста», а также на некоторые каналы в Телеграме и Ютюбе, включая наш собственный канал. Очень люблю отвечать на наши смарт-тесты — пока ни разу не ошибся. Считаю их очень полезными: при выборе любого варианта есть возможность узнать верный ответ.
— За деятельностью каких личностей Вам интересно наблюдать?
— В основном, меня интересуют спортсмены, особенно футболисты, преимущественно российские. Например, сейчас я наблюдаю за активным развитием медиафутбола и подписан в социальных сетях на некоторых его игроков. Для меня автограф футболиста имеет гораздо большую ценность, чем автограф кинозвезды.
— Какие профессиональные качества коллег вызывают у Вас наибольшее уважение?
— Я ценю оригинальный и нешаблонный подход к решению задач. С уважением отношусь к людям, способным свернуть в сторону, найти необычные решения, а затем снова присоединиться к основному течению работы. Поэтому мне интересны нестандартные задачи, когда нужно придумать свой способ решения. Надо пробовать: возможно, этот подход принесет успех не в этой ситуации, а в другой.
— В чём заключается залог успешной работы в команде?
— Я считаю, что успешная работа команды невозможна без позитивного настроя, поэтому желательно уметь разряжать обстановку. Я периодически шучу, коллеги улыбаются, расслабляются, и у всех меняется состояние.
Второй важный момент — ответственность и активная позиция каждого члена команды. У нас в компании большое внимание уделяется обучению новых сотрудников. Но я одновременно считаю необходимым, чтобы каждый член команды, достигнув определенного уровня, проявлял инициативу, предлагал варианты решений и не боялся брать на себя ответственность за них.
И третье: в работе над каждым проектом задействовано несколько специалистов из разных отделов, и успешное достижение целей зависит от качества работы каждого.
— Как Вы предпочитаете проводить свободное время?
— У меня не так много свободного времени, как бы мне хотелось. Однако после работы я часто посещаю тренажерный зал. Увлечение спортом у меня с детства: десять лет до университета я занимался каратэ, получил разряд кандидата в мастера спорта.
— Может быть, внутреннюю уверенность Вы обрели благодаря занятиям каратэ? Восточные единоборства учат определенную стилю мышления…
— Возможно. Наш тренер часто подкалывал нас в шутку, что точно способствовало стрессоустойчивости.
Кроме того, я очень люблю читать. В школе по литературе была пятерка. Мне очень нравилось, как учитель преподавал этот предмет: его всегда интересовал собственный взгляд ученика на характер и поступки персонажа. Сейчас я читаю автобиографию основателя Nike Фила Найта под названием «Продавец обуви».
— В этом году Агентству РСТ исполняется 20 лет. Ваши пожелания компании?
— Я желаю компании многих десятилетий успешного развития и процветания, а коллегам — продолжать поддерживать высокий уровень мотивации и вовлеченности в работу, чтобы каждый день приносил радость и удовлетворение. Пример такого отношения к своему делу нам показывают президент компании Максим Николаевич Рудаков и генеральный директор Наталья Матях.