В подтверждении соответствия очень много "граблей", на которые может наступить заявитель. Причём, он сначала может наступить на одни грабли, затем на другие, а после чего — на третьи.
И это всё будут совершенно разные грабли, но в каждом случае столкновение с ними обернётся для него прямыми убытками, связанными с полным переоформлением сертификата или декларации. Об этих случаях и пойдёт сегодня речь.
Грабли первые — для жадных и не очень умных
Итак, перед гипотетическим заявителем возникает потребность оформить разрешительные документы для ввоза и/или реализации своей продукции.
Он, в отличие от Вас, не подписан на нашу рассылку, а потому не знает, сколько реально стоит сертификат или декларация о соответствии.
Он обращается в несколько сертификационных органов и центров, получает различные предложения, и одно из них оказывается ну просто необыкновенно прекрасным: и цена очень привлекательная, и сроки весьма быстрые, и, самое главное, образцы не нужны!
Соблазнившись такими условиями, наш заявитель соглашается на это предложение. Спустя несколько дней он получает свой документ о соответствии, который даже внесён в реестр Росаккредитации. Обрадовавшись своей находчивости, он ввозит продукцию по этому документу.
Однако, на таможне у него запрашивают протоколы испытаний и таможенную декларацию, подтверждающую ввоз образцов. Разумеется, ничего из этого он предоставить не может, потому что не было ни испытаний, ни ввоза образцов.
Как итог: документ о соответствии аннулируется и его необходимо оформлять заново. И это в лучшем случае. В худшем — ещё и ответственность за нарушение правил сертификации. Банальное желание сэкономить вкупе с незнанием элементарных требований процедуры привели к тому, что заявитель просто отдал свои деньги жуликам.
Грабли вторые — для непредусмотрительных
Искусав свои локти, заявитель снова ищет подрядчика на процедуру оценки соответствия. Он теперь знает, что нельзя соблазняться низкой ценой и короткими сроками.
Он снова обращается в различные органы и сертификационные центры, но на этот раз уже сразу отсекает тех, у кого явно низкая цена. Находит нового партнёра, у которого средняя цена по рынку и реальные сроки. И даже проводят испытания и выезжают на производство.
Успокоившись на этот раз, он оплачивает работу, отдаёт образцы и ждёт оформления заветного документа. Время проходит, документ получен, бьётся по всем реестрам, протоколы испытаний также выдают на руки. Красота!
Возможно даже, что по этому документу наш заявитель успевает ввезти какое-то количество продукции. Но вдруг в один момент он узнаёт, что документ почему-то оказался в архиве. Оказывается, что выдавший его орган давно был "на карандаше" у Росаккредитации и после очередной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, аккредитация у него была аннулирована, а все выданные им документы были признаны недействительными (отправлены в архив). Даже те, которые были оформлены по всем правилам (среди них и документы нашего героя).
«Как же так? Ведь мой документ выдан по всем правилам!» — справедливо негодует он. Но жаловаться некому, обратного пути нет, документ снова надо оформлять заново. Успокаивает лишь то, что он такой не один: в подобную ситуацию попали многие, в том числе крупные международные компании.
Как можно было определить неблагонадёжность органа и выявить высокий риск отзыва у него аккредитации? Обратиться за аудитом к независимому эксперту или сертификационному центру (возможно, из другого региона), который смог бы составить компетентный прогноз. Безусловно, это не будет 100% гарантией (ибо её не даёт никто, а кто даёт — лукавит), но всё же значительно сократило бы риск отправки документов в архив.
Однако, желание получить документ "сейчас" затмило необходимость оценить возможные последствия "потом", за что наш герой и поплатился.
Грабли третьи — для недальновидных (и невнимательных)
Наконец, в третий раз заявитель решает уже обезопасить себя по полной.
Он находит орган, у которого многолетняя история работы. Для верности, он проверяет его у независимых экспертов — всё хорошо, риск аннулирования аккредитации практически отсутствует.
Наконец-то! Он ввозит образцы установленным образом, получает документы о соответствии и протоколы испытаний — всё как положено. Всё просто замечательно, документ рабочий, продукция ввозится.
На радостях наш заявитель решает переехать в новый офис, просторнее и ближе к центру. Но вот незадача, после переезда на таможне отказываются принимать документ о соответствии, мотивируя это тем, что адрес заявителя в нём не соответствует фактическому. Да ещё и грозятся делом об административном правонарушении.
«Позвольте, — снова негодует наш герой, — ведь производство никуда не переезжает, реквизиты у компании те же самые, просто изменился адрес офиса!» Но неважно, что изменилось, такова буква закона — внесение изменений в документы о соответствии не допускается.
И это касается не только адреса, а вообще любой информации, указанной в документе: название продукции, перечень её моделей, реквизиты производителя и заявителя, номер протоколов испытаний… Ничего из этого нельзя менять — только оформлять документ заново.
Иногда бывает, что документ становится недействительным сразу после того, как будет выдан: достаточно банальной опечатки в названии компании или продукции. Именно это и есть грабли для невнимательных заявителей, которые не очень тщательно проверяют макеты документов.
К счастью, удар этих граблей в некоторых случаях можно смягчить, если речь идёт о декларации, и проблема действительно только в опечатке или смене адреса. В этом случае можно использовать для регистрации новой декларации протоколы испытаний старой, "ошибочной" (если они ещё действительны). С сертификатами, к сожалению, такой способ не подходит, их надо получать заново со всеми испытаниями.